Чтобы помнили. Как Рига отмечала день своего освобождения

Вчера был маленький День Победы, день освобождения Риги от нацистской оккупации: возлагали цветы, в Межапарке прошло форсирование Кишэзерса, в Доме Москвы - тематическая конференция; завершил день салют, но уже в Москве, который латвийские власти не преминули осудить
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 14 окт — Sputnik, Владимир Дорофеев. Этот день я люблю начинать в Яунциемсе, где собираются самые активные из отмечающих рижский день победы. Большинство из приезжающих сюда будет участвовать в заплыве на кубок Баграмяна, одного из самых талантливых генералов - освободителей Риги. Вот уже 12 лет по инициативе Латвийского антинацистского комитета (ЛАК) проводится как памятное мероприятие заплыв на резиновых лодках.

Таким образом антифашисты продолжают советскую традицию вспоминать форсирование Кишэзерса советскими воинами-освободителями. Среди собирающихся здесь много реконструкторов, одетых в советскую форму военных лет. У некоторых историческое оружие той эпохи. Всего здесь собирается около полусотни человек – 8 команд гребцов и сопровождающие.

В память о настоящих героях

Перед марш-броском проходит возложение цветов у памятника Освободителям и звучит короткое напутственное слово от члена ЛАК Андрея Пагорса.

"Мы живем в уникальное время, когда переписывается история. Пытаются переписать и забыть подвиги наших предков, солдат-освободителей. Пытаются внушить, что они не освободители, а оккупанты нашей прекрасной страны. Но мы любим нашу страну, любим Ригу. Это наша страна, наш город и наши предки. И в эпоху, которая нам досталась, эпоху, когда министр обороны называет героями легионеров Waffen SS, среди которых были и откровенные палачи, наша задача не сидеть по домам, а выходить на такие мероприятия, собирать как можно больше народу и говорить о том, что мы помним, что на самом деле сделали для Риги и Латвии наши предки", - сказал Пагорса.

Произвести салют из ракетницы в память воинов-освободителей по традиции доверяют самому маленькому участнику – шестилетнему Сергею, представляющему секцию по туризму и самообороне, которую возглавляет Марк Осиетис. Ребята здесь не первый год, составили аж две лодочные команды, и одна из них по итогам заняла третье место, выиграв Кубок надежды.

После того как все команды распределяются по лодкам, дается сигнал старта, и команды отправляются в заплыв. А мы с фотографом Сергеем Мелконовым едем на машине к месту финиша в Межапарк.

Успеть непросто, по опыту прежних лет можно сказать, что лодки под веслами приходят порой раньше, чем подъезжают машины с сопровождающими.  Если говорить о скорости амфибий, которые проделывали этот путь в 1944 году, то форсирование, осуществленное 76 машинами-амфибиями, было молниеносным и неожиданным для нацистов.

Чтобы помнили. Как Рига отмечала день своего освобождения

Правда, преодолевать водную преграду пришлось много раз, чтобы перевезти несколько тысяч человек. В перевозке участвовали не только амфибии, но и лодки и плоты, сколоченные из сараев, которые разбирали местные люди, стремясь активно помочь в изгнании фашистов.

Чем им не угодили немецкие оккупанты? Почему они не боролись с советскими солдатами? Ответ очень простой: когда нацисты захватывали город, они не жалели снарядов, в результате очень многое было разрушено, включая самые прекрасные места вроде Ратушной площади и петровской церкви. Нацисты беспощадно сжигали дома и минировали улицы.

Войска Красной армии шли на Ригу, аккуратно выдавливая немецкие войска, угрожая окружением.  Предпочтя неразрушенную Ригу разгрому немецких сил. Не как завоеватели-разрушители входили советские солдаты, а как освободители. Горожане после взятия Риги получили работу и питание полевых кухонь, а крестьяне и вовсе деньги на покупку скота и обработку полей.

Недавно военный министр Латвии Артис Пабрикс назвал настоящими героями легионеров, которые "сдерживали советских оккупантов", чтобы беженцы могли бы бежать из Латвии от большевиков. Ну что ж, часть правды в этих словах действительно есть – легионеры сдерживали, а нацистские пособники и богатые коллаборационисты в это время бежали с родины, в то время как немецкие нацисты разрушали дома и минировали улицы. Вот только желай советское командование разгрома этого зверья больше, чем сохранения Риги, – все бы они были бы окружены и разбиты. Не легионеры на самом деле спасли беженцев от советских войск, а Рига, которую пытались сохранить от разрушения Советы.

Народная память

Когда мы приезжаем в Межапарк, здесь уже довольно людно, народные коллективы поют песни военных лет, а в солдатской полевой кухне советского образца готовится фронтовая каша, спасшая в годы войны не мало мирных жителей. И что самое главное – в лодках еще гребут веслами на середине озера.

Чтобы помнили. Как Рига отмечала день своего освобождения

Конечно, праздник освобождения Риги несравним с 9 Мая по числу пришедших. Здесь в Межапарке от силы тысяча человек, к памятнику Освободителей 9 мая приходит в сто раз больше народа. Но и это – достижение. Раньше помнящих и празднующих дату было еще меньше. А что значат в исторической перспективе забытые даты? Утрату памяти, искаженную историю для наших детей. Ребенок, не знающий истории и роли советских солдат в освобождении Риги, будет стыдиться своих предков - советских солдат. Нельзя забывать, что мы сами творцы собственной истории.

Когда подплывают первые команды, на берегу уже ждут сотни встречающих, около двадцати журналистов и приехавшие работники российского и белорусского посольства. Причем отмечу, несмотря на то, что дата освобождения Риги совпала с днем рождения нынешнего белорусского посла Василия Михайловича Марковича. Тем не менее дипломат не преминул почтить присутствием мероприятие.

Первыми приплывает команда Латвийского антинацистского комитета, но красивее на берег выходит команда пришедшая второй – "Северный поток". Ребята одеты в военную форму советского образца, командир Олег Сысолятин машет красным знаменем и сыпет лозунгами.

Чтобы помнили. Как Рига отмечала день своего освобождения

Сысолятин - один из самых постоянных участников этого соревнования, и для него оно не только традиция, но и часть истории. Мальчишкой он увидел здесь советскую реконструкцию событий, и сердце его защемило от ужаса и восторга. Тогда на потеху зрителям форсирование осуществлялось машинами-амфибиями, несущими на бортах пехоту, а на этом берегу, где замерли потрясенные зрители "бойцов" встречали выстрелами "фашисты". Мальчишки, килограммами находившие осколки мин и снарядов в этих местах, были в полном восторге от постановки. Театрализованные представления были куда красочнее настоящего исторического события.

В 1944 году советские войска хоть и зашли в Межапарк внезапно и в тыл обороняющихся фашистов, но большого сопротивления не встретили и по большому счету аккуратно выдавили противника с правого берега латвийской столицы.

Место для театра было выбрано не случайно, и совсем не потому, что форсирование было особенно трудным и героическим. Просто здесь, в парке, удобно собирать большие толпы народа для представлений. Они не создают проблем для городского сообщения. Настоящий подвиг форсирования был не в героической борьбе, в этом смысле сражения на левобережье были куда более трудными, героическими и кровавыми.

Чтобы помнили. Как Рига отмечала день своего освобождения

Там, кстати, сражался 130-й латышский корпус, самая неудобная воинская советская часть для именования оккупантами. Подвиг форсирования Кишэзерса был в том, что он позволил сохранить красавицу Ригу от разрушений, неизбежных в случае окружения нацистов в латвийской столице.

Мифотворчество с двух сторон

Один из реконструкторов, держа в руках стилизованную бутылку в форме американского автомата, увлеченно рассказывает журналистам о героической борьбе советских солдат во время форсирования.

"Полагаете, я его осуждаю за употребление алкоголя? Отнюдь, сам бы выпил рюмку на празднике, если бы не был за рулем. Но вот историю надо знать получше. Иначе идеологические враги на смех подымут. И в чем-то будут правы", - говорит он.

Встретив в Межапарке команды заплыва, организаторы перешли к торжественной части: возложили цветы к памятнику Освободителям и приступили к награждению победителей и праздничным речам. Лидер РСЛ Татьяна Жданок, неизменно поддерживающая антифашистов, рассказала, что, когда мероприятие еще только готовилось, прогноз обещал ливни, и организаторы взвешивали возможность отмены или переноса мероприятия.

Чтобы помнили. Как Рига отмечала день своего освобождения

Но вспомнив о том, что на войне форсирование не зависело от погоды, решили устроить заплыв в любом случае. И дожди отступили, и небо благоволя празднику расчистилось.

А российский посол Евгений Владимирович Лукьянов, поздравив присутствующих, напомнил о значимости даты для Латвии, упомянул о новой "истории" конструируемой в Латвии. Истории, в которой легионеры - это герои, саласпилсский лагерь смерти – воспитательно-трудовой лагерь, а освобождение Риги советскими войсками - несуществующее событие, потому "что нацисты сами ушли из города".

Чтобы помнили. Как Рига отмечала день своего освобождения

"Что мы можем делать с этой "альтернативной историей? – задал вопрос дипломат,и сам на него ответил: – Мы обязаны хранить память о настоящих событиях, рассказывать историю детям, не давать мифотворчеству влиять на восприятие истории нового поколения. Потому что забытая история может повториться и забытое прошлое может нас догнать, и результат может оказаться еще более страшным, чем был".

Официальная часть заканчивается награждением памятными медалями ветеранов, общественных деятелей и реконструкторов. Серию медалей подготовили реконструкторы из объединения "Орден". Золотые медали - ветеранам, участвующим в освобождении Риги, серебряные – общественным деятелям, бронзовые – реконструкторам и членам поисковых отрядов.

Чтобы помнили. Как Рига отмечала день своего освобождения

Единственным ветераном, пришедшим на празднование была Мария Афанасьевна Рашевская, легенда рижского ветеранского движения. Остальные, большей частью старики старше 90 лет, получат медали позже. Среди общественных деятелей, способствующих сохранению исторической памяти, неожиданно называют и меня.

После недолгого колебания беру памятную медаль, серебряный кругляшок с изображением освободителей на георгиевской ленточке. Дед бы за меня порадовался, а мне будет что надеть на 9 Мая, когда я в очередной раз приду к нему на могилу. Его память, его честь – это часть меня, и я ее бережно сохраню и передам своим детям без мифов и легенд.