Легионеры СС, "лесные братья", герои или предатели? Латыши пытаются найти себя в истории

Надо отдать должное общественной мысли в Латвии — она по-прежнему упруга и вибрирует по поводу актуальных и больных для общества вопросов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В том, что эта мысль в Латвии бьет ключом, достаточно просто убедиться, открыв календарь мероприятий. Вот в Национальной библиотеке "Замок света" проходит международная конференция "Культурная травма и ее лечение". Там лекторы, в том числе психоаналитики, рассказывали, как история Латвии повлияла на общество и что теперь с этим делать.

Все там были?

А вот музей Андрея Упитиса организовал дискуссию о коллаборационизме (более политкорректное определение предательства) в Латвии в XX столетии. Там в основном о неоднозначной трактовке всяких исторических событий, не обошедших стороной Латвию.

Совсем недавно много пыли подняли пресловутые "мешки КГБ". Хотя есть подозрения, что имена всех влиятельных предателей и действующих ныне политиков оттуда вычистили. На мой взгляд, только один человек, как положено моральному авторитету и нравственному маяку нации, сказал по этому поводу правду.

"Стыдно за Латвию": латвийские историки в шоке от речи министра обороны

Латышский режиссер Алвис Херманис заявил, что, по его мнению, требовать открыть эти мешки лицемерно, потому что, насколько он помнит из своего советского детства, весь латышский народ сотрудничал с советским режимом, за исключением каких-нибудь пяти человек.

"Все остальные, если меня не подводит память, в какой-то мере сотрудничали — выходили на демонстрации 1 мая, вступали в пионеры и комсомольцы", — сказал режиссер.

Недавно в газете Neatkarīga Rīta Avīze публицист Элита Вейдемане общалась на эту тему с доктором искусств, музыковедом Арнольдом Клотыньшем.

"Насколько мы можем говорить о коллаборации художников, композиторов? Выходит, что коллаборационистами были все, кто жил в "русские времена"?" — интересовалась журналистка.

И тут, конечно, пред нацией стоит выбор, благо он есть. Признать, что все поголовно, кроме нескольких чудаков, были "предателями". Или выбрать другую тактику. Заявить, что латыши — совсем не жертвы "оккупации"! Наоборот, латыши — герои! Они строили советскую власть, более справедливый, как многие думали на тот момент времени, общественный строй, в котором нет места эксплуатации человека человеком!

Негодяи задержались

Многие в XX столетии заблуждались насчет прелестей социализма и коммунистической доктрины. Среди них не только целые народы, но и выдающиеся мировые интеллектуалы. Люди наивно верили и в возможность построения справедливого общества. Могли заблуждаться латыши? Конечно. И заблуждались, служа советской власти не только ради номенклатурных пайков и госпремий за создание произведений в духе соцреализма, но и истово и наивно веря в идеалы.

Годовщина освобождения Саласпилса: руководство Латвии снова проигнорировало

Беда только в том, что революции, как известно, задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи. И одна из главных проблем Латвии, да и не только, что эпоха романтиков сошла на нет. А вот негодяи, как не поддающиеся выведению бактерии, осели надолго.

Сейчас у власти в стране те же самые люди, что 50, 40 лет тому назад. Только тогда они пели песни (как выяснилось позже, не совсем искренне) о социалистическом выборе, интернационализме, процветании Латвии в братской семье народов. И пользовались приятными номенклатурными бонусами. Теперь эта порода поет по-другому. Про "идентичность", "угрозу латышскости", новую геополитическую ориентацию, европейские и евро-атлантические ценности. Сплошной "кока-колаборационизм".

Вот и выбирайте себе историю. Выбирайте прошлое, которое определяет и будущее. Герои или предатели. Предатели или герои.

"Герои" обид не забывают

Общественная мысль не остановилась на перечисленных выше мероприятиях. Недавно близкий по своему мировоззрению к Национальному объединению пастор Гунтис Калме отпраздновал свое 60-летие в Военном музее мероприятием, посвященным национальной идентичности. Как пишет в Neatkarīga Виктор Авотиньш, на собрании звучали патриотические речи.

На нем говорилось, в частности, и о том, что сегодня существует два противоположных послания. Первое — "мы жертвы, всегда угнетенные, пасынки истории, народ сирот, 700 лет задыхавшийся в ярме рабства". Договорились, дескать, даже до того, что мы — народ стукачей и предателей. Второе — невзирая на разных "захватчиков", мы все-таки хотели и могли бороться за свои основные ценности и даже вернули свою государственность.

Были в элите, а не в "оккупации": Иванов возмущен заявлениями Прибалтики

"Какой дорогой пойдем? Станем себя жалеть и винить или выберем путь борьбы и героизма? Знать имена предателей и стукачей нужно, народ должен знать не только своих героев, но и антигероев, чтобы понимать, что попасть в их ряды, можно поддавшись банальным и примитивным соблазнам – страху, алчности, корыстолюбию и тому подобному, с чем однажды мы встретим наших врагов и пройдем проверку на разных уровнях – духовном, моральном, военном. Кроме того, мы не должны забывать обиды, потому что это касается своих".

И еще: "Это позволяет нам сформулировать послание нашему народу таким образом: наша история – не история угнетенных и использованных, а история жаждущих свободы, готовых к противостоянию победителей! Так как мы всегда хотели быть самими собой, а не чьими-то рабами и слугами. Мы всегда сражались за свою свободу – в благоприятных, неблагоприятных и невыносимых условиях – всегда!".

Правда, вот героями пастор и паства и иже с ними выбрали других исторических персонажей. Это - "лесные братья" и латышские легионеры СС. Ну что ж, по крайней мере, честно.