Отношения Латвии, Эстонии и Литвы с Россией не назвать товарищескими. Добрососедские – тоже нет. Конструктивные – мимо. Отношения подмороженные. Со стороны прибалтийских стран звучат вымышленные обиды и еще более далекие от реальной жизни опасения. Россия тоже не страдает от неразделенной любви к прибалтам. Но делает это сдержаннее. И, главное, реакционно.
Вводите санкции – получаете продуктовое эмбарго. Закрываете русские школы – информируем ООН, ОБСЕ, Венецианскую комиссию – оправдывайтесь. Пакостите на ниве исторической политики – платите за это пустыми портами и железными дорогами.
Грустно. Но такова внешнеполитическая специализация прибалтийских стран: враждовать с Россией и побуждать других делать так же. Ложная специализация. "География – это судьба", – учил Наполеон Бонапарт. С Россией придется делить границу, и никуда от этого не деться.
Дружить странами хронически не получается. Зато получается дружить городами. Две последние недели были отмечены результативными визитами.
Московская делегация 17 сентября приехала в Таллин для встречи с эстонскими коллегами. Говорили о разморозке двусторонних отношений, о сотрудничестве между столицами, культурном обмене. Москвичи выразили заинтересованность достижениями эстонцев в развитии общественного транспорта и информационных технологий. "Исключительно положительная атмосфера, – резюмировал итоги визита министр московского правительства Сергей Черемин. – Нашим городам стоит изучать опыт друг друга".
На таком позитивном фоне в Таллине стартуют очередные "Петербургские встречи". Фестиваль, направленный на знакомство жителей эстонской столицы с русской культурой. Прибыл вице-губернатор Санкт-Петербурга. Будет подписан ряд договоров о сотрудничестве. Прекрасный выпуклый пример добрососедства и конструктива.
Рига не отстает. Латвийская столица на прошлой неделе также принимала московских гостей. Состоялся бизнес-форум по вопросам сотрудничества столиц России и Латвии. "Был искренний деловой разговор, – сообщил рижский градоначальник Олег Буров. – Умеем и через заборы дружить".
"Муниципальная дружба". Звучит не очень, зато работает. Там, где старшие государственные мужи связаны по рукам внешнеполитическим курсом, союзническими обязательствами и блоковой дисциплиной, представители самоуправлений способны эффективно общаться и достигать результата.
На уровне городов сегодня и стоит сосредоточить усилия.
Журналисты, занимающиеся расследованиями, знают: не надо ловить самого большого начальника, он бесполезен. Скован номенклатурными обязательствами, неповоротлив, говорит канцелярскими штампами и никогда не расскажет "лишнего". Ищите чиновника средней руки. Он свободнее. Скажет и сделает все, что надо. Необходимо лишь заинтересовать.
Тот же принцип работает в сфере лоббизма. Коммерческого и политического. Не стоит бежать к царю, когда вопрос могут решить бояре. И решат его – куда охотнее.
Почему бы не попробовать перенести этот принцип на отношения стран Балтии с Россией? На высоком дипломатическом уровне конструктивный диалог сегодня исключен: санкции, Украина, Крым, "оккупация" – слишком много барьеров, чтобы начать разговор нормально. На уровне самоуправлений этих барьеров нет.
Муниципальные хозяйственники готовы говорить о транспорте, торговле, фестивалях и туризме. Украинская проблема – не в их компетенции. Слишком большой вопрос. Абстракция. Поэтому контакты между городами приносят свои плоды. Как раз тот случай, когда средний уровень равно результат.
МИД Эстонии считает свой ущерб от "советской оккупации". А тем временем те, кто работает на земле, восстанавливают крепостные сооружения в Нарве и Ивангороде, переход Лухамаа-Шумилкино – проекты приграничного сотрудничества Эстонии и России утверждены и реализуются.
Президент Латвии Эгил Левитс рассказывает о России байки с трибуны ООН. Рига и Москва тем временем общаются, обмениваются опытом, договариваются.
Полезные дела нужно не просто продолжать, но множить их и ширить. Больше визитов, денег, встреч, фестивалей, контактов по линии самоуправлений. И постепенно такая дружба между городами будет подтапливать лед межгосударственных отношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.