Эра бассейнов без перспектив: Госконтроль раскритиковал самоуправления

Самоуправления должны более тщательно планировать свои крупные проекты, показала ревизия Госконтроля
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 18 сен — Sputnik. Практика многих самоуправлений по заимствованию средств государственного бюджета для строительства слишком масштабных и не всегда полезных объектов свидетельствует о краткосрочном мышлении и безответственном отношении к своим будущим расходам, сообщается на сайте Госконтроля.

Госконтроль провел оценку экономического обоснования таких инфраструктурных проектов в 15 самоуправлениях. Ревизия выявила довольно печальную картину: большинство спортивных и рекреационных объектов вряд ли когда-нибудь смогут окупиться, а расходы самоуправлений на их содержание будут только увеличиваться с каждым годом.

В законе о государственном бюджете ежегодно заложено 118 миллионов евро на займы для самоуправлений. Активность самоуправлений в заявках на получение займов очень высока, а запрашиваемая сумма обычно даже превышает определенный лимит бюджета. Практика показывает, что 99% заявок на получение займа одобряются, даже если самоуправление не проводило тщательную оценку необходимости проекта. В результате ряд самоуправлений строят амбициозные и дорогостоящие объекты, которые создают тяжелое финансовое бремя для муниципальных бюджетов даже на несколько десятилетий.

Эра бассейнов без перспектив

Ярким примером является бум в строительстве плавательных бассейнов. В последние годы самоуправления вложили от 3 до 12 миллионов евро в строительство бассейнов и связанных ними спортивных комплексов, но для их эксплуатации постоянно необходима дотация самоуправления, которая покрывает большую часть расходов объекта. Через 10 лет каждое самоуправление потратит на содержание бассейнов не менее двух-трех миллионов евро.

Одним из примеров является бассейн Кулдигского округа: в 2018 году расходы на его содержание почти в три раза превысили доходы, которые в среднем составляли всего лишь 8 тысяч евро в месяц.

Зарплаты педагогам вместо бассейна и стадиона - новая идея правительства

Даже в самоуправлениях, которые проводили оценку доходов и расходов до реализации проекта, прогнозы по эксплуатации объекта зачастую являются чрезмерно оптимистичными. Например, фактические расходы в Сигулдском спортивном центре значительно отличаются от планируемых. Арендатор, которому самоуправление заплатило более миллиона евро за обеспечение спортивных мероприятий, не может оплатить арендную плату в полном объеме.

Расходы на содержание бассейна в Бауске были на 18% выше запланированных в 2018 году, составив 282 тысяч 898 евро, а дотация самоуправления на эксплуатацию бассейна превысила запланированную более чем в два раза, достигнув 252 тысяч 424 евро.

Следует отметить, что ни одно из включенных в ревизию самоуправлений в процессе планирования бассейна не сочло необходимым проконсультироваться с Латвийской федерацией плавания о том, соответствуют ли параметры бассейна технике безопасности.

Сколько просят, столько дают

Требования нормативных актов для заимствования денег у Государственной кассы очень формальны. В заявках самоуправлений не требуют всестороннего обоснования необходимости займа и его соответствия потребностям населения. Самоуправления подготавливают бизнес-план с тщательными расчетами и экономическим обоснованием только тогда, если это требуется правилами получения средств софинансирования Европейского союза. Только семь из 15 самоуправлений, включенных в ревизию Государственного контроля, проводили расчет расходов на содержание запланированных объектов до реализации проекта.

Что касается экономического обоснования займа, раздел "описание проекта" должен быть кратким – не более одной страницы. Но, например, самоуправление Царникавы в своем заявлении на получение займа в размере 2,61 миллиона евро для строительства детского сада написало только одно предложение.

Даугавпилс выходит из Союза самоуправлений Латвии

Кроме того, процедура оценки заявок, применяемая учрежденным Министерством финансов советом в основном предусматривает контроль общей суммы задолженности самоуправления и соответствие займа условиям заимствования, указанным в Законе о государственном бюджете. Действующий порядок предоставления займов не требует от самоуправлений оценки экономической экономичности и эффективности проекта, а также соответствия документов планирования развития, утвержденных самоуправления, до получения займа.

Парадоксальным можно назвать и то, что в совете Министерства финансов, который принимает решение о предоставлении займов, не было ни одного представителя Министерства образования и науки, хотя в 2018 году 16,3% выданных займов предназначались для инвестиционных проектов образовательных учреждений.

Последствия такой ситуации можно оценить на примере Баусского самоуправления. Хотя исследование по оптимизации школьной сети, проведенное по заказу самоуправления, рекомендует закрыть Межотненскую начальную школу, сохранив в здании только дошкольное образование, Баусское самоуправление провело реконструкцию здания, заняв более 600 тысяч евро в Государственной кассе, а в приоритеты 2019 года включило строительство двухэтажного спортзала для школы.

Лучший футболист Латвии сыграл свадьбу на стадионе

В соседних самоуправлениях не распространена практика сотрудничества по планированию объектов. В результате часто в одном округе на небольшом расстоянии имеется множество спортивных сооружений, что создает ненужную конкуренцию, а в другом месте вообще ничего нет.

Например, Ругайское самоуправление в 2013 году завершило проект строительства стадиона Ругаи, реализованный с 2008 года, вложив в него почти 850 тысяч евро. Параметры стадиона позволяют проводить профессиональные футбольные соревнования. Между тем, всего в 18 километрах находится округ Балви, который имеет давние футбольные традиции и профессиональную футбольную команду, и с 2011 года планирует построить стадион для проведения соревнований национального уровня.

Самоуправления должны более тщательно планировать свои крупные проекты, понимая, что они управляют ресурсами своих жителей, заключил Госконтроль.