Представитель Госдепартамента США Черри Дэниелс сделала замечание Литве за прославление пособников нацистов. По словам дипломата, Вильнюсу следует серьезно отнестись к выводам Международной комиссии по оценке преступлений оккупационных нацистского и советского режимов в Литве. "Почитание тех, чьи действия непосредственно привели к преследованиям и убийствам тысяч ни в чем не повинных людей во время Холокоста, создает разногласия, допускает распространение дезинформации, пропагандирует антисемитизм и подрывает международную репутацию Литвы", - приводит слова Дэниелс Sputnik Литва.
Литва пока не перестанет почитать всех, кто боролся против советской власти - неважно, были они запятнаны убийствами мирных людей или нет, заявил Sputnik Литва кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
"Для того, чтобы в Литве задумались, что почитать всех подряд не стоит, нужны слова не чиновника третьего звена, а люди, наделенные большей властью как в Америке, так и в Евросоюзе. Кроме того, необходима смена поколения - у власти не должны находиться те, кто помнят советское время. Бывшие секретари ЦК и инструкторы горкома будут из кожи вон лезть, чтобы представить себя антикоммунистами и русофобами", - пояснил Трухачев.
По словам эксперта, в ближайшее время в балтийской республике в отношении выбора "национальных героев" вряд ли что-то изменится.
Власти Литвы открыто проводят политику героизации и прославления пособников нацистов. Те, кто опровергает официальную позицию Вильнюса по этому вопросу, подвергаются преследованиям. Так, "национальным героем" власти Литвы называют одного из самых скандальных персонажей в истории республики - Йонаса Норейку (Генерал Ветра).
Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс летом велел снять мемориальную доску Норейке со здания библиотеки Академии наук, за что подвергся критике со стороны президента Литвы Гитанаса Науседы. Глава республики заявил, что нужно придерживаться "моратория на стирание исторической памяти". Позднее активисты-радикалы установили на старом месте новую табличку Норейке.