Учитель из Даугавпилса: делают все, чтобы русский язык перестал быть самодостаточным

На что в реальности будет похож первый этап реформы, направленной на полный перевод обучения на латышский язык к 2021-2022 учебному году, в самом русском городе Латвии - столице Латгалии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 31 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Все школы национальных меньшинств 2 сентября накроет первая волна реформы образования, которую успешно протащил год назад министр Карлис Шадурскис, а теперь его дело с завидным упорством продолжает Илга Шуплинска.

С этой осени во всех школах нацменьшинств начиная с 10-го класса обязаны преподавать только по-латышски. А что произойдет в Даугавпилсе? Ведь в Латгалии русских абсолютное большинство, а национальное меньшинство – это как раз латыши: представителей условно "титульной нации" в главном городе региона около 20%. Значит, все проблемы образования в русском Даугавпилсе и других латгальских городах обострены особенно.

Корреспонденты Sputnik Латвия отправились в Даугавпилс, чтобы выяснить: насколько готовы там к старту реформы и ждут ли ее вообще?

Министерству образования – "двойка"

Впрочем, Даугавпилс к началу реформы готов точно так же, как и другие города Латвии. В стране нет ни учебников, ни пособий, ни даже банальных методичек нового образца, в свете больших перемен, для старта реформы образования: их не разработали, не напечатали, не проверили на практике. Учителя "школ, реализующих программы для нацменьшинств" (так официально, по закону, именуются русские школы), чувствуют себя крайне неуютно.

Учитель из Даугавпилса: делают все, чтобы русский язык перестал быть самодостаточным

За все время после провозглашения реформы 2019 года для основной массы русских учителей не провели ни достойных курсов, ни семинаров, ничего вообще. А не провели их по одной простой причине: в Латвии на уровне министерства образования и его структур толком не разработали систему работы в школах по-новому. Даже сама министр образования Илга Шуплинска еще весной призналась, что с введением реформы образования будут серьезные проблемы.

По логике министерство должно было проводить более чем серьезные и глубокие курсы в рамках общей подготовки к новой реформе не только для учителей, но и вести разъяснительную работу среди родителей - собирать и рассказывать, с чем их детям придется столкнуться и как поступать в случае тех или иных проблем. А теперь кругом только вопросы, на которые не в состоянии ответить ни представители администрации школ, ни учителя, ни родители, ни дети.

Запуганные учителя и патриотичные чиновники

В Даугавпилсе корреспонденты Sputnik Латвия встретились с педагогом Алексеем Васильевым, который, кроме всего прочего, возглавляет в городе Русскую общину. Он рассказал следующее.

"В Даугавпилсе 12 из 14 школ реализуют программы обучения для нацменьшинств. Какая тут будет картина 2 сентября? Примерно такая, как и по всей Латвии. Перед классом будет стоять русский преподаватель и преподносить учебный материал русским детям по-латышски. Несложно догадаться, во что превратится такой урок и сколько ценного из него вынесут дети. Разумеется, в таких школах не будет стопроцентного обучения на латышском просто физически. Педагог, который увидит, что до детей попросту не дошел смысл сказанного, вынужден будет объяснить непонятные вещи. Причем объяснить вынужден будет на том языке, на котором ребенок поймет материал максимально точно", - говорит Алексей Васильев.

Учитель из Даугавпилса: делают все, чтобы русский язык перестал быть самодостаточным

То, что пытается осуществить министерство образования, особенно дико будет выглядеть именно в Латгалии и ее столице Даугавпилсе, где латышей абсолютный минимум, а остальные считают себя живущими в пространстве русского языка, даже если это поляки, белорусы или евреи. Сама Шуплинска сказала, патриотично сжав губы: "Особенно много проблем с началом реформы-2019 будет в Латгалии".

Уж она-то об этом знает прекрасно, ведь сама родилась в латгальском городе Резекне (как кстати, и Алексей Васильев) и знает, чем и как живет самый русский регион страны. А ее коллега, министр культуры Наурис Пунтулис, продолжил мысль Шуплински: "Не плохо, что русский язык существует, плохо, что он самодостаточен". Похожими словами ранее об этом говорил и президент Эгилс Левитс - ставленник Национального объединения.

"Все перечисленные, зная о положении русского языка, стараются сделать все, чтобы он перестал быть самодостаточным в Латвии. Получится ли? Убежден, что в Латгалии точно нет", - подчеркивает Алексей Васильев.

Если возвращаться собственно к теме реформы-2019, то латгальские чиновники рапортуют министру, будто в Даугавпилсе все к ней готовы, директора запуганно молчат, а учителя реально осознают, с чем им придется теперь столкнуться, и взывают к разуму политиков: что вы творите?! К примеру, Алексей Васильев преподает в школе уже 26 лет, и он, кстати, один из очень немногих, кто не боится открыто критиковать в СМИ реформу, поскольку молчать уже попросту не может.

Углубленное уничтожение образования

Реформа, направленная на полный перевод обучения на латышский язык к 2021-2022 учебному году, о которой теперь все говорят, - накладывается на массу других проблем.

"Понимаете, для школы первоочередное – это системность и научность. А нынешние чиновники от министерства этого напрочь не понимают. Да, кто бы спорил, что ребенку полезно владеть не только родным языком, но и еще несколькими иностранными. Но только обучать всему надо системно. Конечно, есть и в министерстве люди, способные мыслить логично и понимающие, что творится в Латвии. А, например, Шуплинска (как и ее предшественник Шадурскис) занимается исключительно политикой, и ей глубоко плевать на русских детей, как, впрочем, и латышские школьники ее тоже не шибко волнуют", - считает Алексей Васильев.

Здесь, по мнению собеседника, самый четкий пример – недавнее заявление Шуплински, что учителей будут спешно готовить за один год. Хотя педагог должен владеть целым комплексом навыков и глубоких знаний, в том числе по психологии – о поведении ребенка.

Учитель из Даугавпилса: делают все, чтобы русский язык перестал быть самодостаточным

Есть и система, как именно доносить знания до детей, чтобы те приняли и поняли. Шуплинска думает, будто педагог – это своего рода "менеджер по передаче знаний", стоит перед классом и пересказывает те главы из учебника, которые сам наспех накануне прочел и, так сказать, "освоил" в голове.

"Чего хочет Шуплинска – этого, кажется, даже она сама понять не может. Она крайне хаотична в своих желаниях и мыслях, доказательство чего ее ноу-хау – "уроки не должны регламентироваться", когда дети все выполнили и освоили новые знания, занятие можно заканчивать. Это как? Допустим, у меня урок закончится за 20 минут, а в соседнем классе дети ничего не смогут освоить и за 50. И как тогда скоординировать работу учителям? Во что вообще превратятся занятия в школе, где все в комплексе и системно?" – спрашивает министра Алексей Васильев.

Другое предложение Шуплински: нам нужно, чтобы дети не заучивали, но понимали и рассуждали. Никто не спорит с тем, что понимать и рассуждать – одно из важнейших умений развитого человека. Однако детям на первом этапе просто необходимо многое выучивать наизусть, чтобы это было своего рода фундаментом, а потом уже можно оперировать знаниями для построения каких-либо выводов. Таблицу умножения надо выучить, чтобы был фундамент для надстройки других блоков знаний. Или Шуплинска думает, что достаточно включить калькулятор в гаджете и там все посчитать? По ее мнению, "достаточно интернета, где все можно найти". Это она тоже недавно сказала. И это вообще без комментариев.

Из учителя делают врага

"Другая серьезная проблема и Даугавпилса, и всех остальных городов. Мне сейчас 48 лет. И, тем не менее, я моложе абсолютного большинства коллег в своей школе. Так Шуплинска делает все, чтобы как можно меньше людей хотели становиться учителями. Желание быть учителем формируется буквально со школьной парты. А теперь обратите внимание, что вытворяет Шуплинска. Она хочет отменить бесплатные обеды в школах, чтобы освободившиеся деньги пустить на повышение зарплат учителям. Это не то чтобы неверное решение, но крайне аморальное", - убежден Алексей Васильев, как и очень многие другие его коллеги.

Учитель из Даугавпилса: делают все, чтобы русский язык перестал быть самодостаточным

По его мнению, Шуплинска сеет зубы дракона. Представляете себе, что будут говорить дома родители тех детей, у которых Шуплинска отняла бесплатное питание в школе? "Мол, вместо наших детей теперь кормят этих учителей!" То есть в детях на подсознательном уровне будет закладываться ненависть к учителю. Уже сейчас чересчур мало детей говорят, что они хотят, когда вырастут, работать в школе, а скоро вообще никто подобного на скажет.

Это все при том, что теперь и так с каждым годом престиж профессии учителя все ниже. Логично, что крайне мало людей выбирают ее, и в итоге в нынешнем учебному году картина в школах будет еще более удручающая: основная масса педагогов – люди старше 55 лет.

Каратели добивают школы

Не хотят молодые люди учиться на педагога и из-за крайне низких зарплат в школах. Алексей Васильев рассказал, что несколько лет назад зарплата "за ставку" была 430 евро "грязными", а потом поднялась до 680.

"Столкнула лбами детей, родителей, учителей": Шуплинска наносит удар по демографии Латвии

Кто-то скажет: существенное повышение! Вот только до него у учителя был 21 час работы в неделю, а увеличилась нагрузка до 30. То есть банально увеличили нагрузку и пропорционально зарплату. А реальное повышение зарплаты оказалось максимум на 20 евро в месяц. И кто в такой ситуации пойдет работать в школу?

"Так к тому же еще и, собственно, работать нам не дают – учить детей. Педагогов завалили ворохом самых разных планов-отчетов. Плюс к тому еще и постоянные проверки представителей разных карательных органов: там желают знать - на должном ли уровне педагоги латышским владеют. А если не владеют? Увольнять? А кого вместо такого учителя приглашать на работу? Того, которого подготовили наспех за год молитвами Шуплински? И вот в такое превращают наши школы. О том, каково будущее образования в Латвии – не только русское, а вообще, догадаться элементарно", - считает Алексей Васильев.