Оператор ГТС Латвии: в независимость от "Газпрома" никто не верит

"Газпрому" по-прежнему принадлежит 34,1% акций Conexus Baltic Grid
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 30 авг — Sputnik. "Газпром" по-прежнему не продал свои акции оператора латвийской ГТС – компании Conexus Baltic Grid, – но не является ее клиентом ни в Инчукалнском ПХГ, ни в транспортной системе. Наличие среди акционеров компаний, у которых нет ясности, останутся ли они в дальнейшем в Conexus и в каком статусе, усложняет диалог о программах долгосрочного развития, заявила председатель правления оператора ГТС Зане Котане в интервью nozare.lv.

Conexus Baltic Grid — предприятие транспортировки и хранения природного газа, которому достались магистральные газопроводы и Инчукалнское подземное хранилище газа. Согласно закону об энергетике, до начала 2018 года Conexus Baltic Grid должна была быть продана, чтобы ее акционеры не были связаны с владельцами Latvijas Gāze, из которого и была выделена компания, согласно закону о либерализации рынка газа от 2016 года.

В конце 2017 года АО "Augstsprieguma tīkls" выкупило два крупных пакета акций Conexus Baltic Grid — 18,31% акций, которые принадлежали немецкому акционеру Uniper Ruhrgas International GmbH (Uniper), и 16,05% акций, принадлежавших Itera Latvija. Цена двух пакетов акций, выкупленных у Itera Latvija и Uniper, составила 57,394 миллиона евро. Таким образом, сейчас AST принадлежит 34,36% акций. Еще 34,1% акций Conexus Baltic Grid владеет российский "Газпром", последняя треть принадлежит фонду Marguerite, базирующемуся в Люксембурге.

"Газпром" в акционерах

В устав Conexus с начала 2018 года включен пункт, который запрещает "Газпрому" использовать право голоса на предприятии, однако у российского холдинга есть право на дивиденды и ликвидационные квоты.

Либерализация рынка газа в Латвии споткнулась о принципиальность "Газпрома"

"Газпром" не является нашим клиентом ни в хранилище, ни в транспортной системе. Поэтому у нас с ними даже нет сотрудничества коммерческого характера, и единственное – это обязательство как перед акционером, которому нужно выплачивать дивиденды. С нашей точки зрения, мы от них полностью независимы", - заявила Зане Котане.

Однако, по ее словам, сам факт нахождения "Газпрома" среди акционеров заставляет других сомневаться, действительно ли оператор латвийской ГТС не зависит от российского холдинга.

"Поэтому, конечно, какое-то решение нужно найти. Или должно поступить подтверждение регулятора, что нынешняя ситуация приемлема и сертифицирована в полном объеме без возражений, или же нужно предпринять действия, чтобы "Газпром" сократил свою долю. Однако этот вопрос не в компетенции правления Conexus, мы не можем на это повлиять", - сказала Котане.

Напомним, в конце октября 2018 года Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) сертифицировала Conexus Baltic Grid в качестве оператора передачи природного газа и хранения газа в Инчукалнском подземном газохранилище, но с рядом условий. Среди прочего до 1 января 2020 года нужно обеспечить, чтобы "Газпром" не имел возможности осуществлять прямой или косвенный контроль над Conexus. Помимо этого, Conexus до 1 января 2020 года нужно предотвратить риск конфликта интересов, который создан одновременным участием Marguerite Gas I и Marguerite Gas II в Conexus, а также в Latvijas Gāze.

По словам Котане, она не слышала, чтобы "Газпром" противился продаже акций Conexus.

"Я не слышала о том, что не собирается. Всем заинтересованным в покупке долей нашего капитала информация о нашей деятельности доступна", - сказала она.

Инвестиции

По ее словам, инвестиционной активности предприятия не мешает то, что большая часть акций принадлежит пассивному акционеру.

Инчукалнс чуть не лопнул от газа: Латвия столкнулась с новой ситуацией

"Если мы посмотрим на основные виды нашей деятельности – хранение и транспортировку газа, – то там программа инвестиций уже согласована с тарифами. Поэтому не требуется новых средств акционеров, чтобы делать запланированные вложения. В рамках существующего финансирования мы можем соблюдать все требования безопасности", - сказала Котане.

Однако она признала, что в целом вопрос о составе акционеров очень серьезный.

"И речь не только о "Газпроме". В заключении регулятора упомянуто, что фонд Marguerite до конца этого года должен решить вопрос со своим статусом. Поэтому на самом деле мы говорим не только о 34% акций "Газпрома", а и об акционерах, которым вместе принадлежит почти 64% акций Conexus. Конечно, если эти акционеры не имеют ясности о том, смогут ли они здесь остаться и в каком статусе, то диалог о долгосрочном развитии вести очень тяжело. Правлению было бы намного легче, если бы этот вопрос был разрешен. И даже совершенно все равно, кто был бы совладельцем – государство, финансовый или стратегический инвестор, но тогда можно было бы говорить о программах долгосрочного развития. Инфраструктура природного газа - долгосрочный проект. Если мы посмотрим на энергетическую политику в Европе и Латвии, то минимальные сроки, о которых идет речь, касаются 2030 года, максимальные – 2060 года. Поэтому необходимы партнеры, с которыми мы можем обсуждать цели такого масштаба", - заключила Котане.