РИГА, 10 авг — Sputnik. Евгений Лешковский. В Латвии об участниках экспедиции на сверхмощном вездеходе (точнее - снегоболотоходе) "Бурлак" многие узнали во время весенней выставки "Авто" в зале "Капсала".
Зато в России, благодаря СМИ, о них знали раньше. В 2017-м об этой экспедиции рассказывали и делали сюжеты очень многие журналисты, причем в самых разных регионах России: как рижские смельчаки решили отправиться на остров Белый – одно из наиболее труднодоступных мест Крайнего Севера. Сложнее пройти на машине разве что до Северного полюса.
Хотя именно до того самого Северного полюса и хотел пройти житель уральского Екатеринбурга, инженер Алексей Макаров, который и построил для этого "Бурлака". С ним латвийские парни Каспарс Индриксонс и Кристапс Миллерс познакомились несколько лет назад в Воркуте.
Пятеро рижан на трех мощных джипах отправились из родного города в экспедицию в Коми. Уже по пути домой вдруг увидели надвигающееся нечто: огромный автомобиль, который смело шел через белые барханы. Вездеход остановился около джипа - экипаж "Бурлака", удивился не меньше, увидев в снегу обычную машину. И потом новые знакомые договорились созвониться-списаться после окончания всех экспедиций.
Машины, способные на все
Кристапс Миллерс рассказал Sputnik Латвия, что россияне тогда как раз ехали испытать в Карском море недавно построенный в Екатеринбурге "Бурлак", перед тем как начать подготовку к главной экспедиции до самой точки Северного полюса.
"Бурлак" - единственный такой в мире. Длина его 7,2 метра, ширина - 2,9 метра, высота - 3,2, а вес - 6,3 тонны. Когда его конструировали, использовали особую резину для шин сверхпрочную и максимально легкую, а фактически все конструкции были алюминиевые.
"Бурлак" легко идет, даже когда температура воздуха опускается ниже -60 градусов, для него не проблема ни болота, ни снежная целина, ни горы. Например, скорость вездехода по воде - 6 километров в час, а на плаву его поддерживают шины, в которых давление воздуха регулируется из салона. Вездеход оснащен трехлитровым 145-сильным дизельным двигателем Toyota (такие обычно устанавливают на Land Cruiser и пикапы Hilux), а отдельные элементы оснащения идентичны российским военным броневикам.
Правда, потом оказалось, что на "Бурлаке" до Северного полюса не добраться, поскольку он слишком тяжелый. Там ведь лед не такой как здесь. Из-за резких колебаний температур лед, который только что был словно камень, вдруг превращается в соленую жижу. А поскольку у "Бурлака" мотор и другие тяжелые элементы сзади, перемещаться и въезжать на сугробы, крайне сложно. В итоге после той поездки на Карское море Алексей Макаров занялся созданием новой модели "Бурлака", а существующую согласился продать тем самым знакомым из Латвии.
Белый, затерянный на краю земли
"У нас тогда не было столь больших амбиций, чтобы покорять полюса Земли, мы хотели организовывать экспедиции в другие заснеженные регионы, для чего "Бурлак" вполне годился. И первая экспедиция, которую решили устроить на "Бурлаке", была поездка на самый край великого Ямала - на остров Белый. Почему туда? Мы просто нашли самую крайнюю северную точку, ей оказался Белый, и отправились туда. А еще нам сильно хотелось "живьем" увидеть белых медведей", - рассказывает Sputnik Каспарс Индриксонс.
Этот остров – одно из наиболее труднодоступных мест. Постоянного населения там нет, есть лишь российская полярная метеостанция Попова, одна из самых удаленных, работающая там без перерыва c 1933 года.
Летом до станции добраться с земли фактически невозможно, поскольку оконечность Ямала сплошь бескрайние тундровые болота, а дальше – пролив Малыгина, отделяющий Белый, который с другой стороны омывают ледяные воды Карского моря. Туда даже катера летом особенно-то не ходят, а только изредка вертолеты отправляются, чтобы доставить полярникам все необходимое. Да и зимой (а она в тех широтах длится 10 месяцев в году!) туда максимум два раза кто-то из специалистов приезжает по снегу и льду.
"Вся поездка у нас заняла тогда больше месяца от Риги до Белого и обратно. До Екатеринбурга мы сами ехали на поезде, а разобранная машина переправлялась фурой из Риги. Там мы ее собрали и на трейлере провезли еще 780 километров до открытого снега. По асфальту "Бурлак" ехать не может, поскольку покрышки тонкие. Да и надуты колеса специально очень слабо, лишь 0,2 атмосферы, так, что буквально обтекают камень, а в снегу не тонут. Машина может переехать человека, и тому ничего не будет. Эксперименты такие, кстати, ставили", - вспоминает Кристапс Миллерс.
Медведи, ненцы и мороз
Поскольку "Бурлак" попросту не мог с собой везти все необходимое топливо для экспедиции, маршрут проложили так, чтобы можно было останавливаться на дозаправки в разных поселениях, где живут ненцы. Кстати, за всю поездку "Бурлак" "скушал" примерно 3 тонны топлива.
"Пока ехали по тундре было так, что по несколько суток видели лишь снег и невысокие холмы, где иногда появляются песцы, олени и ненецкие юрты. Ненцы, кстати, особенно людей не любят. Поговорить с тобой или пофотографироваться готовы только за что-нибудь, например, в нашем случае за канистру с горючим. Наконец, мы доехали до станции, где полярники нам сильно удивились: на машине зимой, да еще и из самой Риги!", - говорит Кристапс Миллерс.
Участники экспедиции провели на станции сутки. Конечно, все ждали встречи с белым медведем, но она не состоялась. Вернее, ждать-то ее ждали, но и опасались зверя, поскольку по пути раз увидели в снегу след лапы – как четыре человеческих.
Понятно, медведи там не боятся ни людей, ни собак. Когда медведь приходит к станции, собак прячут в доме. А люди выходят на улицу только вдвоем именно из-за риска неожиданно встретить зверя, которого на снегу практически не видно. По вечерам на улице так и вовсе лучше не появляться.
На станции участники экспедиции сделали еще и небольшой ремонт: один мост и порванное о лед колесо надо было починить. А колесо менять на морозе при -30 градусах (а когда дует сильный ветер, умножайте на два!), то еще удовольствие: надо вначале отвинтить… 82 гайки, потом привинтить обратно. На обратном пути остановились на два дня в Лабытнанги, что на восточных склонах Полярного Урала, где тоже чинили машину. Причем, надо было торопиться, поскольку уже наступала весна – таял снег и вскрывались реки. Но в итоге добрались до крайнего снежного поселка Приобье, там поставили "Бурлак" на трейлер и поехали до Екатеринбурга, а оттуда уже и до Риги.
Впереди видна Гренландия
"По пути домой мы стали думать о новой поездке и тоже на север. Для Северного полюса мы поняли, что еще не готовы, поскольку там исключительно сложные условия. И тогда решили: а может пересечь на машине Гренландию? Так и решили", - говорит Кристапс Миллерс.
С того момента рижане начали готовиться к той экспедиции, которая в планах должна состояться с февраля по апрель будущего года. Маршрут проложили от самой южной точки до самой северной и обратно. Рижане намерены поставить Рекорд Гиннеса – стать первыми в мире, кто на такое решился.
Ранее экспедиции пересекали Гренландию по ширине или же не полностью автономно, с забросками горючего и питания. А латвийцы хотят пройти по самому длинному маршруту и полностью автономно.
Начало маршрута будет в самом южном городе Нарсарсуак, потом предстоит заехать на высшую точку – ледовый купол, где находится научно-исследовательская станция Summit Station, а оттуда надо добраться до Каффеклуббен – самой северной точки суши в мире, до берега Ледовитого океана, откуда уже до полюса всего-то по прямой 700 километров.
Эта экспедиция станет международная – латвийско-российская. От Латвии будет "Бурлак", а от России – друзья на "Емеле", также уникальном в своем роде вездеходе, который построил легендарный Василий Елагин. Он на "Емеле" ездил в экспедиции не только на Северный полюс, но в прошлом году еще и на Южный, поставив сразу несколько мировых рекордов.