РИГА, 30 июл — Sputnik, Андрей Татарчук. Предприятие Pasažieru vilciens (PV) 30 июля заключило договор с чешской компанией Škoda Vagonka о поставке 32 электропоездов на сумму почти 256 миллионов евро. Министр сообщений Латвии Талис Линкайтс не скрывал радости после подписания контракта – наконец, была поставлена точка в затянувшемся на десятилетие скандальном процессе закупок.
Латвийский кабмин 16 июля утвердил долгосрочное обязательство государственного бюджета в размере 255,889 миллиона евро на финансирование покупки электропоездов. Из этой суммы контракт на саму покупку электропоездов, включая обучение персонала, оборудование для технического обслуживания и фонд запасных частей, составляет 241,888 миллиона евро, а депо для обслуживания нового подъездного состава обойдется примерно в 14 миллионов.
У рижских вагоностроителей не было шансов
Фактически это означает следующее: уже в 2023 году будут заменены все пассажирские пригородные электропоезда, а сейчас в Латвии на ходу осталось 26 электричек завода RVR. Они частично модернизированы, со стойками для велосипедов и новой обивкой сидений. Но запасные части к ним уже давно не производятся серийно, поезда рижской постройки все чаще имеют проблемы с различными узлами и становятся невыгодными в эксплуатации.
Решение о конкурсной закупке электропоездов госкомпанией Pasažieru vilciens было принято в 2009 году, когда стало известно о возможности софинансирования до 85% от общей стоимости закупки со стороны Евросоюза. Процесс, вокруг которого возникло множество скандалов и подозрений в коррупции, затянулся на 10 лет: менялась модель, по которой в Латвии могли бы эксплуатироваться новые поезда, возникали новые поставщики - участники тендера.
Объявленная в одном из конкурсов победителем испанская компания Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) планировала делать ремонт на рижском заводе RVR – основном производителе электропоездов в Советском Союзе. Но выгодный проект, дающий шансы восстановления вагоностроения в Риге, был заморожен, другой участник тендера - швейцарский производитель Stadler - начал судебное разбирательство, и CAF контракт не получила.
В 2014 году Stadler Bussnang предлагал крайне невыгодную аренду поездов на 15 лет с общей стоимостью 412 миллионов евро, а корейский Hyundai Rotem запросил 284 миллиона евро. Этот конкурс также закончился ничем. Тогдашний министр сообщения Анрийс Матисс заявил, что на аренду поездов у Stadler нет финансирования, и договор снова не был заключен.
Лишь с третьей попытки, буквально сегодня, Латвия смогла купить новые поезда у чешского завода Škoda Vagonka. Критерий покупки – низкая цена и высокое качество. Результаты конкурса не стал оспаривать ранее названный победителем производитель Patentes Talgo S.L. Объективно затраты на обслуживание поездов в течение 35 лет у чешской компании выгоднее.
Как заявил председатель правления Pasažieru vilciens Роджер Янис Григулис, по графику договора поезда должны быть построены в 2021 году, но для их сертификации потребуется время, и передача первого поезда Латвии ожидается в первой половине 2022 года.
Как рассказал Sputnik председатель правления Škoda Vagonka Мартин Беднарц, похожие поезда его предприятия уже работают на пассажирских перевозках в Чехии, Словакии, Финляндии и на Украине. "Новую модель для Латвии разрабатывать с нуля не придется, хотя некоторую модернизацию мы проведем по запросу латвийской стороны. Это будут низкопольные поезда с Wi-Fi и кондиционерами, удобные для инвалидов, перевозки велосипедов и так далее. Четыре вагона в каждом 436 мест, длина одного поезда 109 метров", - говорит Беднарц.
Модернизация перронов
Закупка новых поездов повлечет за собой модернизацию инфраструктуры перронов, заявил Янис Григулис. Совет директоров Latvijas dzelzceļš (LDz) уже объявил тендер на строительство новых платформ.
"Надеюсь, к 2021 году платформы будут не только спроектированы, но и построены. Мы будем готовы принимать новые пригородные электропоезда на всех основных остановках, ими смогут пользоваться люди с ограниченными возможностями, передвигающиеся на инвалидных колясках, матери с детскими колясками и пожилые люди", - сказал Григулис.
Министр сообщений Талис Линкайтс надеется, что старые электрички удастся продать. По его словам, поезда RVR еще закупают в некоторых странах Средней Азии, например в Таджикистане и Узбекистане. "Но там тоже закупаются новые, современные составы, Латвия была последней постсоциалистической страной со старыми электропоездами. Компания airBaltic за 10 лет полностью обновила свой авиапарк, но Pasažieru vilciens смог довести до финала вопрос о конкурсных закупках только сегодня. В 2022 году первый пригородный чешский поезд пойдет в Юрмалу. Далее, после электрификации путей сообщения, это может быть маршрут Рига – Даугавпилс и другие маршруты по всей Латвии", - заявил Линкайтс.
По его словам, 49 миллионов евро европейского софинансирования, которое ранее предполагалось пустить на проект трамвайной линии в район Сканстес, возможно, будут перенаправлены на оплату поставок чешских электропоездов. Согласно бизнес-плану PV, после полного обновления парка электропоездов и оборудования возле станций так называемых перехватывающих стоянок автотранспорта (Park&Ride) уже с 2024 года количество пассажиров поездов увеличится с 18 миллионов человек (в 2018 году) до 25 миллионов и даже более в год.
Новые поезда имеют проектную скорость до 160 километров в час (сейчас - 130), но для достижения таких скоростей необходима модернизация железнодорожной инфраструктуры.
Посол Чехии Мирослав Косек рассказал Sputnik, что удовлетворен подписанным договором. Чешские машиностроители уже присутствуют в Латвии - в Риге на ТЭС работают турбогенераторы Škoda Power, эксплуатируются низкопольные трамваи серии 15T ForCity Alfa производства Škoda Transportation as. "Отличный проект, и в целом двусторонний торговый оборот между Чехией и Латвией в 2018 году составил 368 миллионов евро. Чешский бизнес ценит возможности в Латвии, этот конкурс - победа", - заявил Косек.