РИГА, 22 июл — Sputnik. Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс предлагает повысить акциз на дизельное топливо, а дополнительные средства от его сбора направить на финансирование автодорог, об этом он заявил в эфире программы "Утренняя панорама" на Латвийском телевидении.
"Я думаю, что одним из источников финансирования могло бы быть повышение акцизного налога на дизельное горючее. Поскольку мы движемся к более дружественному для окружающей среды транспорту, это будет, с одной стороны, болезненное решение, с другой стороны, это даст возможность дополнительно финансировать дороги", - сказал Линкайтс.
По его словам, вопрос о повышении акциза будет обсуждаться в рамках намеченной реформы налоговой системы.
В настоящее время акцизный налог на дизельное горючее на одну тысячу литров составляет в Латвии 372 евро, с 2020 года его планируется повысить до 414 евро, свидетельствует информация Службы государственных доходов.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что латвийские автодороги, согласно выводам экспертов Всемирного экономического форума, - одни из худших во всем мире. Подчеркивается, что за последние десять лет ситуация не улучшилась. По шкале от одного до семи латвийским дорогам поставили только три балла, Латвия заняла 109-е место в мире, а в ЕС страна расположилась на третьей позиции с конца, она обгоняет только Румынию и Мальту.
По данным Ассоциации дорожных строителей Latvijas ceļu būvētājs (LCB), в Латвии в плохом или очень плохом состоянии находится приблизительно 25% главных дорог и более 40% дорог регионального значения.
По словам главы LCB Андриса Берзиньша, латвийские дороги пребывают в плачевном состоянии начиная с 2003 года, когда был ликвидирован Фонд государственных автодорог. Еще в 2013 году кабмин утвердил программу приведения в порядок государственных автодорог. Согласно ей планировалось в 2014-2020 годах вложить в приведение дорог в порядок в общей сложности 1,517 миллиарда евро, однако фактическое финансирование из основного госбюджета, по состоянию на конец 2018 года, составило 662,3 миллиона евро.
Председатель Latvijas ceļu būvētājs отметил, что с 2014 года состояние местных государственных автодорог практически не изменилось. И ощутимые улучшения ожидаются лишь на главных государственных автодорогах: на их ремонт в 2014-2019 годах было заложено 715,86 миллиона евро из денег еврофондов. И если в 2014 году в хорошем и очень хорошем состоянии было около 35% этих дорог, то в 2018 году - уже 65%. В плохом или очень плохом состоянии находятся примерно 25%, в удовлетворительном - 10% главных государственных автодорог.
Представители отрасли отмечают, что из года в год средств на содержание и ремонт автодорог в стране выделяется недостаточно. Если в 2015 году Латвия могла получить из еврофондов 125,6 миллиона евро, то на 2020 год запланированы поступления менее чем в 23 миллиона. В отличие от Литвы и Эстонии, Латвия вместо того, чтобы активнее оплачивать дорожные ремонты сама, чинила шоссе в основном за деньги ЕС. По прогнозу председателя правления госпредприятия Latvijas valsts ceļi Яниса Ланге, если денег Евросоюза не будет вовсе, то объем капиталовложений снизится вдвое, то есть если сейчас компания ежегодно ремонтирует по 800 километров шоссе, то будет — по 400.
Чтобы компенсировать грядущую утрату еврофондов, в ближайшие пару лет на дорожные ремонты государству нужно будет выделять уже не 183 миллиона, а 191 миллион евро в год.