РИГА, 16 июл — Sputnik, Дмитрий Олейников. Латвия за последние полтора года лишилась почти 10 миллиардов евро так называемых нерезидентских денег. Таковы промежуточные результаты гонки за следование рекомендациям Moneyval, под флагом которой полным ходом идет, выражаясь словами премьер-министра Кришьяниса Кариньша, капитальный ремонт финансовой системы Латвии. Цели и, главное, последствия этого "ремонта" еще предстоит оценить.
Слово КРФК
"С того момента, когда Латвия начала активно бороться с легализацией преступно нажитых средств, из банков страны ушли около 10 миллиардов евро так называемых нерезидентских денег", - заявила Кристине Черная-Межмале, временный руководитель Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК).
Она отметила, что такой большой отток средств заставил банки, связанные с бизнесом нерезидентов, пересматривать модель своей работы. По словам Черной-Межмале, сейчас трудно прогнозировать, сколько финансово-кредитных учреждений смогут выдержать конкуренцию и работать в новых условиях.
Ну и как тут без Moneyval: "Главная задача на посту временной главы КРФК — продолжать начатую работу, в том числе реализовывать данные экспертами Moneyval рекомендации в сфере борьбы с отмыванием денег и с финансированием терроризма", - заявила Черная-Межмале.
Риски отмывания
Из цитирования того, что Moneyval рекомендует сделать Латвии, можно сделать вывод, что количество "грязных" денег в стране буквально зашкаливает. Однако, согласно данным Базельского индекса противодействия отмыванию денег за 2018 год, Латвия является с этой точки зрения более надежной страной, чем, например, Германия, Польша, Австрия, Великобритания, Норвегия, Франция и Дания.
В 2017-м году Латвия вообще входила в ТОП-10 стран мира с наиболее совершенным законодательством в вопросах борьбы с отмыванием денег. Однако, в 2018-м году немного сдала позиции, находясь на 117-м из 129 мест в рейтинге (здесь чем ниже место, тем лучше). Соседние Литва и Эстония немного опередили Латвию, располагаясь на 127 и 128 месте соответственно.
Спешное переписывание законов
Следование рекомендациям Moneyval позволило правительству и парламенту Латвии разработать рекордное количество решений и поправок к законам, регулирующих финансовую сферу. Их перечисляет в своей статье, опубликованной в журнале "Открытый город", депутат Сейма, член бюджетно-финансовой комиссии парламента Латвии Любовь Швецова.
Поправки к закону о КРФК вносят изменения в модель руководства комиссией. Обозначена цель деятельности КРФК — способствовать предотвращению легализации полученных преступным путем средств и финансирования терроризма.
Поправки к закону о кредитных учреждениях расширяют полномочия КРФК в надзоре за соответствием процесса ликвидации (самоликвидации) требованиям закона о предотвращении легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и пролиферации, а также ответственность ликвидатора кредитного учреждения за разработку методологии ликвидируемого субъекта и ее соответствие вышеупомянутым требованиям, а также дают право КРФК назначить своего уполномоченного, констатировав нарушения в процессе самоликвидации.
В законе об уголовном процессе предусматривается регулирование сокращенного порядка доказательств о легальности происхождения денег по отношению к стандарту доказательств или так называемые презумпированные предписания по конфискации преступно приобретенного имущества.
В Уголовном законе планируется установить, что суд не может применять условное наказание за легализацию средств, полученных преступным путем, совершенную в составе группы по предварительному сговору, или в большом объеме, или в организованной группе.
Поправки к закону "О декларировании наличных денег на границе государства" утверждают обязанность декларировать наличные при пересечении не только внешних границ стран ЕС, но и внутренних, при наличии суммы наличных денег в размере 10 тысяч евро или больше, по запросу чиновника компетентного учреждения, если есть подозрения о возможной незаконной деятельности лица.
Поправки к закону о предотвращении легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма вводят терминологию пролиферации, уточняют определение банка-"оболочки", расширяют требования к субъектам закона, особенно представителям свободных профессий, утверждают субъектами закона администраторов процесса неплатежеспособности, чтобы обеспечить снижение риска легализации средств, полученных незаконным путем, улучшает регулирование информационного обмена между кредитными и финансовыми учреждениями.
Служба контроля меняет название на Службу финансовой разведки. В законе будут уточнены ее обязанности и права, сотрудничество с субъектами оперативной деятельности, следственными учреждениями, прокуратурой, судом, СГД и информационный обмен в рамках Консультационного совета.
(Уместно напомнить о полной замене ключевых лиц в системе надзора – глава Банка Латвии, по всей видимости, оставит свой пост осенью этого года; руководитель КРФК и его заместитель уже ушли со своих должностей; ранее пост покинул многолетний директор Службы контроля).
Литва и Эстония тихо отсиделись
Итого, латвийские банки потеряли 10 миллиардов евро в виде вкладов. В еще совсем недавнем прошлом отток таких средств означал бы, что банки страны остались вовсе без вкладов. И не стоит недооценивать масштабы проблемы. Депозит – это главный и самый дешевый ресурс для финансирования банковской деятельности (то есть, последующей "перепродажи" этих денег в качестве кредита). На разницу в процентах банк и существует.
Сегодня депозитная база уменьшилась, а значит, банковские ресурсы подорожали. Разницу компенсируют клиенты. Те, у кого есть возможность, уходят к другим банкам, где деньги "дешевле". Вот так выглядит динамика изменений объема вкладов в коммерческих банках Латвии, по данным Ассоциации финансовой отрасли.
Наверное, другие балтийские страны тоже ведут тяжелую борьбу со вкладами нерезидентов? Наверное, и их банки страдают, лишившись, как в данном случае, за полтора года примерно трети суммарного объема средств на депозитах? Если такое и есть, то статистика этого не подтверждает.
По данным Банка Литвы на конец первого квартала 2019 года, только вклады частных лиц в банках страны составили 13,8 миллиарда евро.
Вклады предприятий-резидентов - более 6 миллиардов евро.
По данным Центробанка Эстонии на конец апреля 2019 года, общая сумма вкладов превысила 18 миллиардов евро.
То есть, Латвия, некогда бывшая лидером финансовой отрасли Балтии, свои позиции сдала обеим соседкам. Ни в одной из соседних стран графики не показывают столь стремительного снижения объема вкладов за последние несколько лет. Хотя проблемами борьбы с отмыванием денег там, безусловно, занимались активно, стоит вспомнить хотя бы данные Базельского рейтинга.
Можно сделать вывод: столь рьяная борьба с отмыванием денег наносит ущерб именно латвийским банкам, тогда как в соседних странах законодатели более успешно, с точки зрения финансовой статистики, исполняют рекомендации мировых надзорных организаций.
Что происходит на рынке? Мнения экспертов
Эксперты задаются вопросом – не связаны ли последние события в постепенной замене скандинавского капитала на банковском рынке на американский? Усиление Сitadele banka (c американским капиталом), уход с рынка Svenska Handelsbanken и DanskeBank. Предстоящее возможное объединение PNB (бывшего Norvik) и Privatbank.
Без средств нерезидентов банки будут поставлены в условия жесткой конкуренции за местных клиентов. А их количество совсем невелико. Кроме того, цена compliance - дополнительные процедуры стоят денег, и платить их придется клиентам. Речь идет о практически неизбежном увеличении тарифов.
Есть еще одно следствие, коль уж руководство надзором сосредотачивается на интересах крупных международных структур, то и процедуры будут такими, которые приемлемы именно им, а не местным, "локальным" игрокам. С соответствующими последствиями для последних…
И, наконец, две цитаты экспертов-практиков. Виктор Красовицкий, экс-владелец Parex banka, оценил вынужденную самоликвидацию банка ABLV и вывод миллиардов евро вкладчиков-нерезидентов так: "Думаю, что в свете начавшейся борьбы властей США за прозрачность финансовых потоков и вступления Латвии в OECD логично, что подобную модель бизнеса с нерезидентами надо было менять. Мы, кстати, это постепенно делали".
Петр Авен, президент Альфа-Банк в комментарии по поводу процессов в латвийской банковской системе заявил: "Я хорошо понимаю обеспокоенность европейцев, кого угодно еще по поводу комплаенса, по поводу чистоты банковской системы — она должна быть чистой. Я это поддерживаю, мы сами сталкиваемся с необходимостью более тщательной проверки клиентов, закрытия ряда счетов и так далее. Но очень не хотелось бы, чтобы в результате этой чистки в стране не осталось национальных банковских институтов. Это большая беда".