РИГА, 1 июл — Sputnik. С сегодняшнего дня все электромобили в Евросоюзе должны шуметь ради безопасности пешеходов, пишет Wired.
У инженеров в компании Jaguar Land Rover есть проблема: как все электромобили, их I-PACE оказался практически бесшумным на низких скоростях, что сделало его потенциально опасным. Но данным исследований, люди попадают под бесшумные электромобили или гибридные машины на 40% чаще, чем под обычные шумные автомобили.
Начиная с 1 июля 2019 года все новые электромобили, продаваемые в ЕС, должны быть оснащены системой звукового оповещения (AVAS). Автомобиль, движущийся со скоростью менее 20 км/ч, должен издавать звук громкостью не менее 56 децибел - как разговор в помещении или электрическая зубная щетка, причем звук должен становиться громче, если машина ускорится.
После долгих обсуждений в Jaguar Land Rover придумали звук, похожий на тот, который издают космические корабли в фантастический фильмах. Однако, во время тестов, оказалось, что этот звук заставляет людей смотреть вверх, а не по сторонам - видимо, чтобы понять, где же летающая тарелка.
Электромобиль может издавать не любой звук: к примеру, в Японии им запрещено звучать как природные явления или животные. В ЕС требуют продолжительный звук, однозначно ассоциирующийся с автомобилем.
Изначально в Jaguar Land Rover не хотели, чтобы звук был слышен внутри машины, так как это испортило бы впечатление от бесшумного электромобиля. Однако водители, которые знали о AVAS, жаловались на то, что система сломалась, потому что не могли ее слышать. Кроме того, во время тест-драйвов водители, которые слышали своей автомобиль, получали больше удовольствия от вождения. Теперь звук слышен внутри машины, но при желании его можно выключить.
После этого начались тесты на пешеходах: надо было убедиться, что AVAS будут слышать другие участники дорожного движения. Jaguar Land Rover попросил о помощи группу, которая предоставляет собак-поводырей для слепых, и получил много полезной информации. К примеру, закон не требует, чтобы стоящая машина издавал звуки, но слепые испытатели сказали, что им важно понимать, что автомобиль не двигается. Кроме того, они объяснили, что при переходе улицы слушают не отдельные машины, а общей уровень шума. Это помогло дизайнерам лучше понять нужды всех пешеходов.
Несмотря на все усилия дизайнеров, все системы AVAS в итоге звучат довольно похоже: частично из-за новых правил, а частично потому, что у людей есть определенные ожидания по поводу того, какие звуки должны издавать электромобили - как что-то из "Звездных войн". Однако есть и исключения: к примеру, звук концепт-кара Citroen создан на основе двух голосов, мужского и женского.