РИГА, 15 июн — Sputnik, Лев Рыжков. Но насколько "Чернобыль" правдив? Об этом Sputnik решил расспросить писателя и журналиста Владимира Губарева. В 1986 году он неоднократно бывал на месте аварии и многие показанные в фильме события видел своими глазами. Тогда же Губарев написал документальную пьесу "Саркофаг".
За грань и обратно
- Владимир Степанович, насколько то, что мы увидели в сериале, соответствует действительности?
- Скажу так: действительность это одно, кино – другое. С точки зрения быта, фактологии – кое-какие эпизоды удалось воссоздать весьма эффектно и даже правильно. А вот то, что касается работы с людьми, процесса управления, показанных в фильме, то получилась типичная американская чушь. Примерно, как если показать космонавта в скафандре и ушанке.
- То есть, верить ничему нельзя?
- А какие моменты тогда не надо принимать на веру?
- Не надо верить, например, такой очень глупой сцене, где голые шахтеры бегают вокруг реактора. Я так понимаю, что создатели фильма пытались тем самым завлечь зрителей, клюкву развесить, чтобы они заинтересовались.
- Но клюква – это, в общем-то, ложь декоративная, безобидная – для привлечения зрителей. А есть ли какие-то более существенные моменты?
- Этого нет. Я могу это сказать совершенно точно. Все-таки мой спектакль "Саркофаг" по чернобыльским событиям обошел весь мир. Я сам с ним был в Японии, в Европе, в Америке и нигде не чувствовал ни ненависти, ни злобы - только сочувствие. Люди чувствовали, что Чернобыль – общая беда. Негодяи, конечно, могут злорадствовать. Но мир все-таки состоит не из негодяев.
Великая трагедия требует великого кино
- Почему фильм об тех событиях появился только сейчас?
Чернобыль оказал гигантское влияние на развитие цивилизации. После Хиросимы, Нагасаки и Чернобыля человечество стало развиваться по иному пути. События на Фукусиме утвердили в мысли о том, что этот новый путь до конца не осознан. Но люди должны понимать, что цивилизация теперь – другая. Поэтому и к фильму такой интерес.
- Почему в России и бывшем СССР не появилось приличных фильмов про Чернобыль?
- Было много хороших документальных фильмов. Но художественных действительно, не было. Чернобыль внезапно оказался далеко от нас. В России решили: мол, это на Украине, это их проблемы. Доходило до того, что, например, на памятном мероприятии в Киеве, посвященном 25-летию аварии, нашу страну представляла юная девушка – ровесница трагедии. И это было совершенно нелепо.
В результате выросло поколение, которое понятия не имеет, что такое авария на Чернобыльской АЭС. Американо-английский сериал рассчитан как раз на эту публику. И я с огромным любопытством наблюдаю, как молодые смотрят этот фильм. Они спрашивают меня: так ли все было? Они даже книги бросились читать о том, что произошло. И вот это как раз очень положительное влияние фильма.