РИГА, 11 июн — Sputnik. Мало что может сравниться по романтичности с путешествием по Европе в ночном поезде, пишет New York Times.
К несчастью, из-за развития дешевых авиаперелетов ночные поезда, особенно в Западной Европе, пришли в упадок. в 2016 год германский железнодорожный оператор Deutsche Bahn отказался от ночных маршрутов и продал все спальные вагоны, а во Франции последний ночной поезд - из Парижа в Ниццу - перестал ходить в 2017 году.
Любители ночных путешествий стараются спасти их - международная организация Back on Track ("На старые рельсы") лоббирует ночные поезда на коммерческом и государственном уровне и устраивает протесты на вокзалах. Кое-чего удалось добиться благодаря новым маршрутам, новым вагонам и интересу пассажиров.
Австрийский оператор ÖBB купил у Deutsche Bahn ненужные спальные вагоны, благодаря все растущему количеству ночных пассажиров, даже заказал новые. В марте этого года правительство Швеции объявило о намерении напустить ночные поезда по многим европейским направлениям, а в мае швейцарский оператор SBB сообщил, что рассматривает возможность возобновления ночных поездов. Во Франции активистам удалось спасти любимый ночной маршрут Париж-Перпиньян-Портбоу.
Удачнее судьба ночных поездов сложилась в других европейских регионах, чаще всего там, где с ними меньше конкурируют авиакомпании. Чешский оператор RegioJet в 2017 году запустил новый ночных маршрут из Праги через Высокие Татры до словацкого Кошице. В прошлом году австрийский ÖBB запустил новую версию исторического ночного маршрута из Вены в Берлин - теперь этот поезд проходит через Вроцлав и другие города на юго-западе Польши. А сербский оператор Srbija Voz недавно модернизировал свои спальные вагоны.
Любви к ночным поездам могла поспособствовать и забота об окружающей среде. В этом году активистка Грета Тунберг объехала Европу на поезде и познакомила ее со шведской концепцией flygskam (стыда за перелеты). В своем Twitter она запостила фотографию на верхней полке поезда.
Разница во влиянии поездов и самолетов на окружающую среду может быть значительной. Представитель ÖBB Роберт Лехнер объясняет, что австрийские ночные поезда электрифицированы и не используют ископаемое топливо.
"К примеру, в Австрии электричество для поездов на 100% получается из возобновляемых источников. У нас большое географическое преимущество - электростанции на Дунае и электростанции в горах", - говорит он.
Ночные поезда не только помогают избежать чувства вины, но и позволяют провести время с пользой - в большинстве из них есть бесплатный wi-fi. Впрочем, большинство пассажиров будут просто спать, что также выгодно - не надо бронировать гостиницу на ночь. И, наконец, поезда приходят в центр города, а не на его дальнюю окраину, где обычно расположены аэропорты.