РИГА, 6 июн — Sputnik. Экспорт казахстанского угля в Европу стал невыгодным, одна из компаний-поставщиков уже резко снизила объемы перевалки в Прибалтике в апреле, а в мае прекратила полностью, сообщает inbusiness.kz.
Согласно данным аналитика Argus Media Юрия Онышкива, цены на энергетический уголь этой весной достигли минимума за много месяцев. В апреле стоимость угля была минимальной за последние два с половиной года в Европе и почти за два года - в Азии. Позже был отмечен отскок, но незначительный, в целом стоимость угля остается низкой.
В результате упали цены на российский уголь, который активно поставляется в оба направления через балтийские и дальневосточные порты. В апреле 2019 года цена за тонну угля в ЕС фиксировалась ниже 52 долларов за тонну, хотя в ноябре 2018 года она достигала уровня в 91 доллар за тонну. В Азии падение цен на уголь не столь резкое, поэтому ценовая разница между портами двух направлений в мае превысила 26 долларов.
По словам аналитика, цены на энергетический уголь в ЕС упали в силу нескольких причин. Во-первых, на европейских складах накопились большие запасы, и сложился профицит этого вида топлива. Кроме того, цены на газ на спотовом рынке достигли минимума за пять лет, что стимулировало газовую генерацию. Вместе с тем давление на цену угля и спрос оказали ветряные ВИЭ, которые производят все больше электроэнергии в Европе. В итоге потребление угля в Испании, Германии, Франции и Великобритании снизилось с начала года. Также на цену угля повлияло сокращение потребления энергии после окончания зимнего сезона. Ожидается, что слабый ценовой уровень для угля в ЕС сохранится летом из-за минимальных цен на газ, однако к концу года он может вырасти.
Из-за падения цены на энергетический уголь в ЕС его поставка туда для казахстанских предприятий стала убыточной в марте с учетом производственных и транспортных затрат. Экспорт угля в Европу может стать еще более убыточным с учетом планов "КТЖ – Грузовые перевозки" повысить тарифы на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги.
Кроме того, экспорт казахстанского угля через Украину в ЕС несколько осложнился необходимостью получения спецразрешения на его транзитную перевозку у Минэкономразвития РФ.
Напомним, Россия в рамках ответных мер на киевские санкции определила перечень товаров, которые с 1 июня 2019 года можно вывозить на Украину только на основании отдельных разрешений. В эту категорию включены некоторые виды бензина, дизельное топливо, пропан, бутан и прочие сжиженные газы. В список также входят каменный уголь и другие виды твердого топлива.
До этого казахстанские производители угля, такие как "Каражыра", "Шубарколь Комир" и "Майкубен", традиционно поставляли уголь в Европу, поскольку это направление на российской железной дороге является менее загруженным, в то время как дальневосточные коридор и порты часто бывают заперты российскими угольщиками.
Ранее заместитель гендиректора, начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО РЖД Алексей Шило в интервью газете "Коммерсант" рассказал, что компания работает над тем, чтобы освободить российские порты от перевалки угля из других государств, направив туда российский уголь.
"Мы работаем над тем, чтобы наши порты освободить от углей других государств, например казахстанских. Исходя из того, как потоки эти идут по территории России, мы предложили для грузоотправителей Казахстана скидку, чтобы их уголь шел в Прибалтику, а параллельно ему на порты РФ шел уголь российских грузоотправителей", - рассказал Шило.
По его словам, зарубежные грузоотправители восприняли это "как должное".
"Мы дали скидку в сентябре (2018 года – ред.), и с сентября за прошлый год мы 200 тысяч тонн перевезли в Латвию. На этот год планируем еще перевезти туда дополнительно 400 тысяч тонн, то есть около 600–700 тысяч тонн угля, что означает, что 700 тысяч тонн российского угля может ехать в адрес портов РФ", - сказал Шило, отметив, что теперь северо-западное направление для российских отправителей груза угля стало более свободным, а РЖД все равно зарабатывают на тарифе.