РИГА, 26 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Большая дата — 100-летие вуза — выпала на субботу, 25 мая, однако народ ее отмечал всю неделю. В Ригу съехались выпускники буквально со всего света — от России до Новой Зеландии и Латинской Америки. Встречи выпускников устроили в аудиториях Института транспорта и связи (TSI), Латвийского университета и Балтийской международной академии — там, где когда-то был РКИИГА. А уже главный праздник — с музыкой, конферансом и правильными тостами — провели в зале "Кипсала".
Только зарегистрированных участников — бывших студентов — там оказалось свыше 5 тысяч, не считая еще преподавателей и самых разных гостей, так или иначе связанных с РКИИГА.
В социальных сетях на страничках, посвященных 100-летию РКИИГА, бывшие студенты, которые из России съезжались в наш город, писали буквально следующее: "У меня впечатление, что все поезда из Москвы в Ригу 23-го и 24-го числа сплошь заполнены нашими людьми", "Бери выше! В эти дни и почти все самолеты из Москвы в Ригу с нашими людьми. Даже в одном самолете два пилота оказались выпускниками РКИИГА — они перед взлетом по громкой связи пожелали всем удачного полета и поздравили бывших студентов вуза!" Уже по таким коротким комментариям в соцсетях можно было судить о масштабах праздника.
Вуз, помешавший новой Латвии
История вуза началась 25 мая 1919 года. Еще не в Риге, а в Киеве открылась школа техников-механиков по подготовке специалистов по эксплуатации самолетов. Потом ее перевели в Москву, затем, в 1921-м, в Петроград, а в 1945-м — в Ригу. За все годы вуз сменил много названий, но основной профиль оставался одним — авиационным.
Собственно название — Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА) — появилось в 1960-х. И с 1960 по 1992 год РКИИГА выпустил около 20 тысяч специалистов гражданской авиации, среди которых — сотни представителей 80 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.
В 1992 году 25 февраля РКИИГА сменил статус, перешел под юрисдикцию молодой новой Латвии — и вуз стал называться Рижским авиационным университетом (РАУ). Однако в 1999-м национальные политики его попросту ликвидировали. Большая часть преподавателей стала работать в созданном 6 сентября 1999 года частном Институте транспорта и связи — TSI (разместился в административной девятиэтажке РКИИГА), а кто-то устроился в Латвийский университет. Отдельные части РАУ, например, Авиационный институт и Институт технологии транспортных машин, перенял Рижский технический университет.
Доживем и до 200-летия
Хранитель истории РКИИГА, автор книг о вузе, руководитель профсоюза авиаторов и один из организаторов юбилея на "Кипсале" профессор Виктор Куделькин рассказал Sputnik о юбилее вуза.
"Столетие вуза — серьезно. Следующая большая дата — 200-летие. Постараемся, конечно, и до нее дожить, хотя, по правде говоря, не все в этом уверены… И готовиться к 100-летию начали ответственно — примерно год назад. Надо ведь было собрать бывших выпускников со всего мира. Хотя наш клуб РКИИГА, который каждые пять лет, начиная с 80-летия вуза, отмечает его юбилеи, приучил выпускников помнить важную дату.
Выпускники, зная, что впереди 100-летие вуза делились информацией, в том числе в соцсетях, — и в итоге все узнали о юбилее. А из самых отдаленных регионов, кто зарегистрировался для участия в празднике, — выпускники РКИИГА из Новой Зеландии, а также Канады, Перу, Чили, Вьетнама, разных стран Африки. Только я вам все страны, откуда слетелись выпускники, и не перечислю — их очень много", — говорит Виктор Куделькин.
Авиация, которая звучит
Основные торжества были запланированы на 25-е, но уже накануне устроили большой концерт в клубе Godvil, где выступили, конечно, выпускники вуза: ВИА "РИФЫ", "МАРТ" и APPLES, группа ROCKHOTEL, KOKOS, бэнд Андрея Мельникова, оперные певцы Олег Орлов, Ольга Баришмане, показали себя участники КВН и СТЭМ, а также играл на гитаре и пел Юрий Лир.
Юрий Лир — человек, известный по всей Прибалтике. Играет на гитаре для души, а сфера его профессиональных интересов — современная синтезная наука эниология. В РКИИГА он обучался на радиста, потом получил еще и медицинское образование.
"В РКИИГА учили главному – думать и видеть широко, знания давали комплексно и системно – щедро и предельно профессионально. И за этими знаниями в вуз приезжали учиться молодые люди со всех континентов, за исключением Антарктиды. У меня лично о вузе сохранилось столько воспоминаний, что можно мемуары многотомные писать. Но главное: там была жизнь, которая представляла из себя состояние непрерывного трудного счастья.
В моем случае счастье, в том числе, в игре на гитаре. Этот инструмент я впервые взял в руки еще в школе, когда записался к Клуб юных авиаторов при РКИИГА. Занятия проходили в разных аудиториях, а в том числе - в клубе РКИИГА. И вполне логично, что после школы я уже не мог поступать никуда, кроме как в РКИИГА. И вот там началась жизнь - яркая и удивительная" – вспоминает Юрий Лир.
Не было бы РКИИГА – не было бы и меня
Другой известный выпускник вуза – конферансье Стас Флоренцев. В разговоре со Sputnik он начал с главного: не было бы РКИИГА - не было бы и Стаса Флоренцева. Его отец приехал поступать в Высшее военное инженерное училище, и когда он переходил на заключительный курс, Хрущев вдруг произнес известную фразу, что "нам не нужны самолеты, у нас есть ракеты". После этого очень быстро многое из военной авиации перешло в гражданскую. И рижское училище преобразилось в РКИИГА – самый большой вуз гражданской авиации СССР.
"Мой отец был первым выпускником именно РКИИГА. А моя мама пришла работать секретарем ректора вуза. Они познакомились – и вот вам – я как итог этого важного события. Между прочим, повторный мамин брак тоже сложился в стенах этого вуза. Иными словами, через вуз прошли: мама, папа, мой отчим и я сам.
Я учился в школе, где почти все дети были родителей, работавших в РКИИГА, а преподавали нам профессора вуза. А жил я в доме N7 на улице Резнас, за забором было здание кафедры теории самолетных двигателей, где мама работала. И там каждое утро запускали авиационные движки – в двадцати метрах от окон нашей квартиры. Как ты думаешь, какое у меня было детство? Из него было выдуто все - кроме любви к авиации. Ну и куда мне после школы было идти учиться? Понятно, что в РКИИГА. К тому же, я ходил в юные годы в театральную студию Клуба РКИИГА, там же был и студенческий КВН, - в то время, когда его особенно и по телевизору не показывали. Словом, воспоминания о РКИИГА только лучшие" – говорит Стас Флоренцев.
...И целого мира мало
В субботу днем в аудиториях TSI встретился целый мир: бывшие студенты почти из сотни стран. И встречи были действительно удивительными.
У входа в TSI стояли три друга — канадец, суданец и перуанец. Они закончили вуз в 1987 году и сегодня высматривали в огромной толпе однокурсников.
"Я сам из Судана и жил в одной комнате вот с этими двумя бравыми парнями — из Канады и Перу. Мы все как братья. После того, как закончили вуз, больше не виделись, и встретились только сегодня. Я признаюсь, расплакался! Хотя мы и не виделись, но — переписывались, кстати, чтобы не забыть язык, который нас объединил, только по-русски. После вуза я с русскими людьми почти не разговаривал, а только — через интернет со своими друзьями — из Перу и Канады. И я до сих пор работаю по той профессии, которую получил в СССР: инженер-механик, - обслуживаю суда в своей стране", - рассказывает суданец Ясер Сулейман Абдулхамид.
А его друг - канадец сирийского происхождения Ияд Абдуль Рахман после окончания РКИИГА пошел в аспирантуру — тоже в ЛССР, где защитил работу по теме "Обеспечение безопасности полетов".
"Потом я вернулся в Канаду. Много лет был пилотом. Летал на ТУ-154М, Боинг-727, Боинг-747, затем отвечал за безопасность полетов. Сейчас работаю в компании AirCanada. А во Флориде у меня своя компания, которая выдает документы на эксплуатацию разных элементов авиационных судов. Ну а еще я всегда старался найти работу для выпускников РКИИГА — в самых разных странах. Тут очень просто: выпускники РКИИГА — лучшие специалисты в мире", - говорит Ияд Абдуль Рахман.
Их перуанский друг Альфредо Портилья сказал Sputnik, что в СССР тогда было три вуза похожей направленности, но РКИИГА считался самым открытым для иностранцев, поэтому сюда и удалось поступить. Перед этим он год учил русский язык в Киевском университете имени Шевченко. Между прочим, три друга оказались первыми иностранцами из столь далеких стран, которые поступили в рижский вуз. И все остались в авиации, например, у Альфредо Портилья своя компания, связанная с обслуживаем пассажирских судов.
Латинская Америка и СССР — как сестра и брат
Тем временем фойе TSI было заполнено друзьями чуть ли не из всех стран Южной и Центральной Америки: Перу, Венесуэла, Колумбия, Боливия, Коста-Рика, Куба, Мексика и еще много откуда. Между прочим, все тоже говорили только по-русски, как, например, четыре друга из Венесуэлы, которые после РКИИГА легко устроились работать по специальности в самых разных странах.
"В советские годы Венесуэла крепко дружила с Союзом. Хотя не только Венесуэла. Тогда говорили: Латинская Америка — это сестра, а СССР — брат. И мы получили специальные стипендии на обучение в системе авиации. Вначале мы стажировались в Волгограде — учили почти год русский язык, а потом нас вместе распределили в РКИИГА. И здесь мы провели лучшие годы.
Все годы после вуза мы старались поддерживать друг с другом связь. Например, в прошлом году мы встретились в Сочи на чемпионате мира по футболу и уже там договорились, что в следующий раз увидимся в Риге — на столетии родного вуза. И вот — мы все здесь", - рассказывает Мартин Каналес Ромеро, который, кстати, сейчас работает в Германии в Европейском космическом агентстве, а ранее много лет стажировался в NASA.
На юбилей приехал другой выпускник РКИИГА — Герой России и Народный герой Казахстана, космонавт Талгат Мусабаев. Рижский вуз он закончил в 1974-м и получил диплом специалиста по радиоэлектронному оборудованию.
Иордания, Мадагаскар и Индия слетаются в Ригу
Одним из самых интернациональных всегда был ФАВТ - факультет автоматики и вычислительной техники. Так, в одной группе учились и в одном общежитии жили индус Сундар Байдисваран, мадагаскарец Аугустин Тсиазоналий и иорданец Ноур Абоура Шаркуави. Сундар Байдисваран после РКИИГА остался в Риге, где женился на латышке, и теперь, став гражданином Латвии, преподает английский в местном вузе Turiba.
"В 1980-е Индия и СССР крепко дружили, и у меня появилась возможность приехать из родного города Ченнай бесплатно учиться в Риге, предварительно год постажировавшись в Волгограде — там осваивал русский язык. И вот я оказался в РКИИГА, где встретился с людьми из таких стран, о которых раньше разве что в книгах читал. Конечно, это было лучшее время в жизни. Я кстати, друзей, с которыми тогда жил в общаге, не видел с тех пор, как мы вуз закончили. Сложно описать мои чувства сегодня", - говорит Сундар Байдисваран.
Спустя почти тридцать лет его встретили друзья из Мадагаскара и Иордании.
"Да, далековато от Иордании до Риги, хотя из Индии и Мадагаскара явно не ближе. Вы понимаете мой русский? Да? После того, как я уехал из Риги, мог говорить по-русски только по телефону с друзьями, еще постоянно читаю книги и смотрю фильмы на вашем языке. Я, на самом деле, счастлив, что могу свободно говорить с друзьями.
Мы сейчас общаемся друг с другом через социальные сети, где есть группы выпускников РКИИГА. Наверное, теперь, в этом мире, сложно себе представить, что такая дружба на самом деле существуе"т, - сказал Ноур Абоура Шаркуави.