Tinder для евродепутата: чем опасны политические мобильные приложения

Приложениями для выбора подходящего кандидата на выборах пользовались от 10 до 40 процентов избирателей в государствах ЕС
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 22 мая — Sputnik. Специальные мобильные приложения могут помочь избирателю выбрать своего кандидата - или подтолкнуть его к нужному выбору, пишет DW.

Предстоящие выборы в Европарламент могут заметно повлиять на расстановку политических сил в ЕС. 374 миллионам избирателей из 28 государств-членов Евросоюза будет непросто принять решение, за кого голосовать: в Германии, например, в выборах в Европарламент участвует 41 партия.

Облегчить муки выбора тем, кто еще не знает, какому из политических движений отдать свой голос, призваны помочь специальные мобильные приложения и сайты, такие как немецкий Wahl-O-Mat или международный VoteSwipe, - с их помощью избиратели могут сравнить позиции разных партий и принять осознанное решение.

BusinessInsider: латвийский стартап помогает американцам найти работу

Некоторые из них устроены по принципу приложения знакомств Tinder: пользователю нужно "смахивать" вправо или влево появляющиеся на экране смартфона утверждения в зависимости от того, поддерживает он их или нет. Другие приложения сложнее: они содержат подробный анализ, сравнения политических позиций и пункты для обсуждения.

По данным соцопросов, подобными приложениями пользовались от 10 до 40 процентов избирателей в государствах ЕС на последних крупных национальных выборах в своих странах.

Людям нравится соглашаться

Но не слишком ли высок уровень влияния этих программ? Ведь порой грань между нейтральной консультацией и политической агитацией в пользу той или иной партии невероятно тонка.

"Нежелательное воздействие подобных приложений и веб-сайтов исключать нельзя, - признает Уве Вагшаль, политолог из университета Фрейбурга, работающий консультантом для приложения VoteSwipe. - Сам способ формулировки вопросов может повлиять на позицию пользователя и направить его в то или иное русло".

Вагшаль подчеркивает, что вполне возможно склонить избирателя в пользу политической партии с помощью подбора определенных вопросов.

Протесты против мигрантов охватили Германию после убийства немца

"В Германии, например, - продолжает Вагшаль, - если вы постоянно будете говорить о беженцах, мигрантах и уровне преступности, вы в определенной степени можете повлиять на общественное мнение. И если вы постоянно поднимаете эти вопросы, преследуя определенную цель, то это уже проблема".

"Разработчики приложений при составлении вопросов должны обязательно учитывать, что пользователи предпочитают отвечать положительно, а не отрицательно, - отмечает Штефан Маршалл, политолог из университета Дюссельдорфа, участвующий в работе над программой Wahl-O-Mat. - Люди в целом вообще склонны к тому, чтобы подчиняться, им больше нравится соглашаться, чем противоречить".

Создатели приложений могут оформить дизайн программы и сформулировать вопросы таким образом, чтобы "пользователь отдал предпочтение какой-то конкретной партии", объясняет Бастиаан Бруинсма, исследующий вероятность воздействия на избирателей со стороны приложений-консультантов по выборам.

Есть много других факторов, влияющих на способность приложений отражать действительные политические предпочтения избирателя. Это и их дизайн, и структура, и выбор вариантов ответа, и возможность дать пользователю оценить, насколько важны для него определенные вопросы и темы.

"Существует неограниченное количество возможностей повлиять на избирателя или манипулировать его мнением, - предупреждает нидерландский эксперт в области проблем дезинформации Рууд Остервуд. - Подобные приложения или веб-сайты не отражают наших политических предпочтений, а превращают нас в объект воздействия".

Выбери меня

В Германии одним из самых популярных приложений, помогающих избирателю сделать осознанный политический выбор, является Wahl-O-Mat. В основе доверия пользователей к этой программе, рассказывает политолог Штефан Маршалл, лежит тот факт, что финансирует и контролирует ее государственная организация с безупречной репутацией - Федеральный центр политического образования.

Однако не все приложения одинаково полезны: Бруинсма, в ходе своего исследования проводивший сравнительный анализ приложений, указывает, что иногда политические силы пытаются повлиять на разработчиков программ и "настаивают на формулировании вопросов наиболее благоприятным для партии образом". Кроме того, некоторые коммерческие приложения продают на своих сайтах площадь для целевой политической рекламы.

Это манипуляция: киевляне оценили предвыборные плакаты Порошенко с Путиным

Один из примеров таких приложений - программа iSideWith, которая насчитывает пять миллионов пользователей в Великобритании и 800 тысяч в Испании. Хотя эта платформа не связана ни с одной из политических партий, она собирает и продает им данные своих пользователей, благодаря чему партиям проще организовывать свои избирательные кампании.

Существуют даже приложения-консультанты по выборам, разработанные по заказу самих политических партий. Впрочем, риск того, что с их помощью можно манипулировать общественным мнением, относительно невысок: обычно такие программы не пользуются особым доверием у избирателей.

И все-таки, насколько велико воздействие приложений-консультантов по выборам? В состоянии ли они - сознательно или подсознательно - управлять политическими симпатиями избирателей? Мнения по этому поводу расходятся.

Вагшаль отмечает, что около четырех процентов немецких избирателей "прибегают к помощи Wahl-O-Mat или сходных с ним программ, чтобы принять окончательное решение". В условиях, когда политический выбор невелик, приложения вполне могут склонить чашу весов в пользу той или иной партии.

Впрочем, до последнего времени серьезных исследований по изучению влияния консультативных приложений и платформ на избирателей не проводилось. Без должного внимания остается и потенциальная опасность взлома приложений. По всей видимости, это связано с тем, что пока что виртуальные "консультанты по выборам" считаются гораздо менее мощными инструментами агитации, чем телевидение, газеты или сетевые издания.