При этом вопрос о новом соглашении, пусть и не очень результативно, непрерывно и планово обсуждается на трехсторонних встречах России, Украины и Еврокомиссии, последняя из которых состоялась в Брюсселе в январе, пишет автор РИА Новости Дмитрий Лекух. Обещал европейским партнерам оставить Украине возможность какого-то транзитного потока и глава российского государства, что вполне соответствует и пожеланиям крупнейших европейских потребителей русского голубого топлива — например, в той же Германии.
И некоторая сермяжная правда в этих словах есть.
Российский газовый гигант после рекордного для себя по поставкам газа в Европу 2018 года допустил возможность некоторого снижения экспорта в дальнее зарубежье. Как заявила зампред правления "Газпрома" Елена Бурмистрова на газовой конференции в Берлине, "в среднесрочной перспективе мы ожидаем закрепления спроса на российский газ в Европе в диапазоне 194-204 миллиардов кубических метров в год".
При этом стоит помнить и следующее: если трехсторонняя комиссия все-таки не договорится по украинскому транзиту начиная с 2020 года, из предполагаемых 194-204 миллиардов кубометров необходимо будет заведомо вычесть "украинский реверс". То есть те объемы, которые формально поставляются в дальнее зарубежье, но фактически остаются в пользовании Украины. И при таких обстоятельствах даже гипотетически предполагаемую оператором "Северного потока — 2", компанией Nord Stream 2 AG, задержку запуска газопровода и "Газпром", и его европейские потребители вполне в состоянии пережить.
Но при этом лучше, конечно, все-таки попробовать договориться.
К сожалению, в этом "трехстороннем уравнении" есть еще один, очень холодный и абсолютно прагматичный игрок. Соединенные Штаты Америки, уже ставшие одним из самых потенциально серьезных игроков на глобальных рынках СПГ и продолжающие публично претендовать на непрерывный рост. И было бы крайне наивным предполагать, что для американских газовщиков есть хоть какая-то разница между "политически правильным" транзитным маршрутом через Украину или "недемократическим" Nord Stream 2. То и другое для них — всего лишь маршруты поставки конкурентного российского газа на интересующие их рынки.
Как раз именно американцы и будут принимать решение по подписанию нового (или пролонгации старого) договора по "украинской трубе". И у нас нет никакой уверенности, что они дадут украинцам возможность этот договор подписать.