РИГА, 19 мая — Sputnik, Владимир Дорофеев. Выступали в церкви, что редкость для этой площадки, студенты музыкальной академии. Играли они настолько профессионально, что удостоились бурных продолжительных аплодисментов, причем аплодировал зал стоя.
Артистам нужна публика
В церкви Святого Павла часто выступает лучшая рижская органистка Евгения Лисицина, а также один из лучших скрипачей города Юрий Савкин. Недавно здесь был потрясающий концерт солисток оперы Анастасии Лебедянской (меццо-сопрано) и Юлии Васильевой (сопрано). У организатора концертов Елены Приваловой Эпштейн довольно высокие требования к профессионализму выступающих.
Почему профессионалы играют здесь? Да потому что не только публике необходима пища духовная, музыкантам тоже нужна встреча с публикой. Нужны люди, способные оценить мастерство исполнения и жар души.
Таким перекрестком музыкантов и публики церковь Павла стала четыре года назад с легкой руки российской органистки Елены Приваловой-Эпштейн. Именно благодаря ей благотворительные концерты проходят каждую неделю.
"В Латвии около трехсот органов, и всего около 50 профессиональных органистов, – рассказывает Елена Привалова-Эпштейн. – Но несмотря на то, что на каждого профессионального органиста в стране по шесть органов, все стоят в очереди на концерт в Домский собор. Потому что только Домский орган используется для концертов регулярно, еще четыре площадки - время от времени, а остальные "короли" музыкальных инструментов стоят в запустении. Небольшая часть из них используется для служб в церкви, остальные же являют собой памятник минувшей эпохе. Мне удалось собрать пожертвования на реставрацию органа церкви святого Павла, теперь на некоторых концертах собираю пожертвования на лиепайский орган Святой Анны, с уникальным звуком".
Ученический не значит неумелый
С недавних пор в церкви святого Павла выступают и студенты. Все ребята студенты-первокурсники музыкальной академии, в прошлом выпускники музыкальной школы имени Яна Мединя. На антикварных органе и пианино играла София Зайцева, о работе которой Елена Привалова-Эпштейн заметила, что не каждый профессиональный органист смог бы сыграть так чисто.
Вместе с Софией, исполняющей часть произведений на пианино, выступали ее друзья Дарья Баранова (флейта) и Даниил Кузьмин (баритон). Для ребят это первый опыт совместного публичного выступления, в котором разные классические произведения прекрасно дополняют друг друга.
Играли ребята вдохновенно, переполнявшие их эмоции легко читались на лицах и передавались слушателям. Уж не знаю, насколько свойственно для студенческих концертов течь без заминок, огрехов и фальши, но это был тот самый случай. Хотя за легкостью исполнения и стояла непростая работа.
"На органе я играю меньше года и пока разучила всего с десяток музыкальных произведений, – рассказала София. – Играть на нем сложнее, чем на фортепиано. Две клавиатуры для рук, внизу отдельная клавиатура для ног, куча регистров, меняющих тембр звука. Головой все понимаешь, что надо сделать, но совершить всю последовательность действий без запинок – не так уж и просто. При этом надо учитывать, что верхняя клавиатура запаздывает на пару секунд, то есть когда ты играешь следующую музыкальную фразу, орган выдает предыдущую. А клавиатура для ног и нижняя клавиатура для рук играют сразу. Запутаться очень просто. Во время первых репетиций, сам себе напоминаешь паралитика, двигающегося сумбурно и хаотично. Потом, усилием воли приводишь все в норму, чтоб слушателям казалась что игра течет легко и непринужденно".
Игра на инструменте XIX века тоже имеет свои особенности. У старинных инструментов клавиатура невыровненная, нельзя с одной и той же силой нажимать на клавиши. В одном месте звук будет более громкий, более острый, в другом - более мягкий. Во время исполнения это все нужно держать в голове, понимать как вести себя с каждой клавишей.
Конечно, на современном инструменте играть проще и партитура будет богаче. Но у старинных инструментов своя душа, которая, как ни странно, удивительно сочетается со старинной музыкой. И подчинить себе такой инструмент – вызов для музыканта.