РИГА, 19 мая — Sputnik. Евгений Лешковский. Первое знакомство с деревянными велосипедами у многих случается в Рижском аэропорту, где расположен большой стенд, который народ прозвал "Латвия - может!".
Там представлены самые удивительные достижения малого местного производства: необычная керамика, мебель из разных загадочных материалов, всевозможные вкусности hand made, а еще наручные деревянные часы и деревянные велосипеды.
Последнее – полный эксклюзив, о котором даже в самой Латвии пока еще мало знают. Зато эти велосипеды заказывают в самые богатые страны Европы и уже налажены поставки в США.
Большой бизнес для веломастеров
Деревянные велосипеды Materia Bikes появились с легкой руки предпринимателя Мартина Земитиса. Несколько лет назад он искал в Латвии идеи для нового бизнеса и побывал на выставке дипломных работ студентов Рижского технического университета (РТУ), где увидел велосипед, сделанный из дерева, и понял, - вот оно!
Сам Мартин давно предан велоспорту, хотя и как любитель. В качественной профессиональной технике он знает толк. А уже как предприниматель сразу почувствовал, что производство деревянных велосипедов - это как раз то, чем ранее не только в Латвии, но в большинстве стран мира не занимались вовсе. Значит, может быть толк.
Изначально вложения в производство потребовались немалые - более 200 тысяч евро. И больше всего такому повороту удивились те самые студенты из РТУ, которые ну никак не ожидали, что все вот так сложится.
"Поскольку мы решили настроиться на большое и перспективное дело, важно было не только себе доказать, но и потенциальным клиентам: деревянные велосипеды во многом превосходят проверенные временем алюминиевые. Отправили экспериментальную модель на специальное тестирование в Германию, где испытывается техника разных мировых брендов. Нам важна была серьезная лицензия с показателями тестов - для дальнейшего развития бизнеса. Тестирование на износ рамы мы прошли успешно. Деревянная рама, которая существенно легче алюминиевой, выдержала на симуляторе вибрацию более 100 тысяч фракций. Такое, поверьте, не каждая металлическая рама выдержит", - рассказал Мартин Земитис.
Деревянный велосипед - прочный
Земитс пояснил, что производство велосипедов открыли в ста километрах от Риги, а собирали в столице на Цесу, 21. Вначале сделали пять разных моделей: мужской и женский городские велосипеды, пляжный, односкоростной и спортивный шоссейный. Для производства рам для каждого типа велосипедов использовали разную древесину: североамериканскую ясень, орех, черешню и красные породы.
Мартина первым делом спрашивают почти все: может ли сравниться деревянный велосипед с алюминиевым или карбоновым, и насколько он по сравнению с ними надежный. Тогда Мартин приводит пример: самые выносливые спортивные яхты и огромные парусники по сей день делают не из композитных материалов, а именно из дерева. И выдерживают такие суда большие кругосветные плавания, когда они месяцами находятся в воде, причем, в самых суровых условиях.
А стоит ли говорить, что многие деревянные суда ходят по морям-океанам не годами, а десятилетиями, и при должном уходе фактически не стареют. Да, к слову, в Скандинавии, где климат более суровый, чем в странах Балтии, сейчас из дерева даже многоэтажные дома делают - клееные.
"Вот и с деревянным велосипедом так: он выдерживает любые условия и нагрузки. У нас есть человек, который круглый год ездит на деревянном велосипеде: под палящим солнцем летом, и зимой по снегу в мороз. И велосипед этот все равно как новый. Кстати, рамы мы покрываем пятью слоями тех же лаков, что используют в производстве спортивных яхт. Если же говорить о прочности, то каждая рама у нас из 11 слоев дерева. Это уже вопрос к физике: с каждым новым слоем прочность удваивается относительно предыдущего. Значит, деревянная рама - существенно прочней алюминиевой, а с карбоновой можно даже не сравнивать", - говорит Мартин.
Легкость и скорость
Вообще, если говорить о карбоновых велосипедах, то они хоть и самые легкие, но при этом весьма хрупкие. Именно поэтому городские и горные велосипеды делают из алюминия, а из карбона - только шоссейные, главная задача которых состоит в том, чтобы развивать большую скорость. И, на самом деле, на карбоновых велосипедах очень мало кто ездил, равно как и на титановых - тоже очень легких, но при этом весьма дорогих.
"Главное для велосипеда не только надежность, но и легкость. Не раз слышал, что деревянный велосипед, наверное, очень тяжелый. Спрашиваю, почему? У нас ведь рама полая и клееная. Так вот, деревянные велосипеды, в среднем, на 20% легче обычных алюминиевых. Например, хороший городской алюминиевый велосипед весит, в среднем, 15 килограммов, а наша модель деревянного городского велосипеда - 12. Если мы говорим о шоссейных спортивных велосипедах, то наши - легче алюминиевых, но пока не могут конкурировать с профессиональными карбоновыми. В то же время замечу, что профессиональный спортивный карбоновый велосипед стоит, в среднем, вдвое дороже нашего деревянного, а физические показатели, как надежность и выносливость, почти ничем не отличаются", - рассказывает Земитс.
Техника класса люкс летит за океан
Деревянные велосипеды - это класс люкс. И они, просто по определению, не могут быть дешевыми. Судите сами. Сегодня на большом заводе любой алюминиевый или карбоновый велосипед собирают за 7 минут, причем, это полный цикл. На таком заводе даже очень дорогие и качественные велосипеды штампуются бесконечным потоком для продаж по всей планете.
А производство Materia Bikes - это что-то совсем другое. Только на изготовление рамы уходит 60 часов - обычный цикл работы станка. Плюс, дерево вручную слоями склеивается, аккуратно шлифуется, покрывается специальным лаком для яхт, после этого все скручивается мастерами. Такие велосипеды полностью на станках не могут производиться.
Словом, с велосипедами, как и с машинами: есть хорошие и дорогие, но серийного заводского производства, а есть - ручной сборки, ну и цена за них, логично, отличается.
В этом году исполнится пять лет с того момента, как Мартин с единомышленниками начал большое и интересное велосипедное дело. Первых полтора года были временем экспериментов и раскачки. Теперь компания Земитса начинает уверенно двигаться вперед, работая, в основном, на экспорт. Например, партии велосипедов из Латвии заказывают в Америку.
"С некоторых пор мы начали сотрудничать со всемирно известной компанией Vilebrequin, для которой специально создали модель пляжного велосипеда Beach Cruiser Amber Limited. У этой компании, занимающейся преимущественно купальной одеждой, годовой оборот - более 100 миллионов долларов. Сотрудничать с ней более чем престижно. Ее фирменный знак - черепашек - мы нанесли на раму нового велосипеда, а фотосессию делали в солнечной Мексике на пляже. Вначале у нас заказали в США партию из 17 велосипедов. Теперь мы договариваемся о новых поставках. Мы, в общем-то, изначально рассчитывали в основном на экспорт - поставки велосипедов по всему миру. И постепенно уверенно идем к поставленной цели", - рассказал Мартин .
Ради эксперимента бывшие студенты РТУ специально к люксовому велосипеду недавно придумали еще и ультралегкую деревянную оправу для фирменных… очков Materia Vision, а еще весьма стильные галстуки-бабочки из того же природного материала. Сейчас Мартин даже думает объединить местных небольших производителей, которые делают разные эксклюзивные вещи из дерева, чтобы дружно продвигать необычный латвийский продукт по всему миру.