Рига, 12 мая - Sputnik, Евгений Лешковский. О том, что в Турции, Египте да Таиланде к русским рядовым отдыхающим и настоящим путешественникам относятся более чем радушно, давно известно.
То же и в Индии. Стоит там кому-то сказать, что ты из России, скорее всего, услышишь в ответ или по-английски, или на хинди: "русский - друг Индии!", "Путин - брат Моди!", "Россия и Индия - вместе!"
И услышать это можно не только в туристических центрах популярных городов Индии, где тот, кто сразу называет тебя другом, скорее всего, преследует вполне конкретный интерес - продать или предложить "брату" чего-нибудь побольше.
Мне говорили эти слова в таких регионах, где туристы или не бывают вовсе или появляются в среднем по одному в год. И слышал я это вовсе не от тех, кому надо было что-то обязательно продать, а от самых разных людей, начиная с велорикш в отдаленных деревушках или студентов, переплывающих на лодке Брахмапутру, заканчивая мудрыми браминами в храмах, построенных в доисторические времена.
Рига - город в России
Я много раз бывал в Индии и давно у меня не возникало желание говорить, что приехал туда из Латвии. Все просто: замучаешься объяснять, где эта страна находится. Ее местоположение толком не знают даже большинство скандинавов и жителей центральной Европы, путая ее постоянно с Литвой и считая провинцией то ли Польши, то ли Беларуси. А чего уж говорить о далекой Индии.
Там люди в своей многомиллионной массе даже не догадываются о существовании не только Латвии, но и вообще стран Балтии. И вовсе не потому, что население такое необразованное. Просто страны эти очень маленькие. Вот о Германии, Франции, Италии, Испании в Индии знают все. А о России - абсолютно все.
Приезжего в Индии на каждом шагу спрашивают, откуда он, а потом уже, как его зовут. Во время своих первых поездок по Индии в неизвестно каком году я говорил, что из Латвии, и читал в глазах вопрос: что этот белый человек такое странное произнес? Тогда начинал объяснить: "Около огромной Индии есть маленький Непал – похожий, но другой. Примерно так же – рядом с огромной Россией - есть маленькая Латвия…" И тут же слышал в ответ: "А-а-а, Россию мы знаем!"
Так что теперь на соответствующий вопрос всегда отвечаю: я - из России. А когда спрашивают "из какого города – Москвы или Санкт-Петербурга (их тоже в Индии знают многие даже в далеких поселках)?", то говорю – "из Риги". О Риге там, понятно, не слышали, но в глазах собеседников я хотя бы вижу некоторое понимание: ясное дело, Россия – большая, там вполне может быть не только Москва с Петербургом, но и Рига.
Вовсе не шутка, но в аэропорту Гувахати – крупнейшего города северо-восточного индийского штата Ассам – на паспортном контроле меня спросили: «А Латвия – это что?» Опять стал объяснить, даже в телефоне, в поисковике «Гугл», ключевое слово набрал и карту стал открывать, но человек в форме прервал меня: "Ты из России что ли? Очень приятно! Россия – большой друг!" Меня пропустили даже без досмотра и еще твое полицейских сделали селфи. По аэропорту прокатилось эхом "…из России, из России…". И селфи сделали со мной еще человек сорок. Да, хотело и большее число, но "русский брат" вовремя сбежал.
"Русскому чай только бесплатно!"
Гувахати – город сказочный. На окраине его возвышается гора Нилачал, на ее вершине - храм Камакхья, построенный века назад вокруг места, которое считалось священным всегда и вне любых времен. Так глубоко верят индусы.
Этот храм посвящен богине Камакхья, другое имя которой - Трипурасундари, то есть - "прекрасная в трех мирах". Считается, что человек, выбравший "вечный закон" ("санатана дхарма", а если проще, - индуизм), обязан здесь побывать в первую очередь, а уже потом в других самых-самых священных городах Индии, например, Варанаси, Вриндаван или Рамешварам.
В центре храма глубокая расщелина, где открывается источник с целебной водой, которая стала бить от прикосновения к камню богини Камакхьи.
Чтобы попасть в храм, скажем, в полдень, надо занять очередь примерно в три часа ночи. Ведь сюда каждый день приходят тысячи людей не только со всей Индии, но и из Китая, Непала, Бутана, Японии, Южной Кореи и еще много откуда – преимущественно из азиатских регионов.
Зато европейцы сюда если и попадают, так лишь те, кто проникся древними восточными учениями и философией, а остальных, случайных людей, сюда не заманить – далеко. На самолете от Дели до Гувахати примерно три часа лететь.
Последним ближе популярные Ришикеш или Агра, где просветление и йога вполне себе сосуществуют с пивком да в еврокомфорте. А в Гувахати и, тем более, в небольшом поселении на вершине горы Нилачал, даже по-английски почти не говорят, да и на хинди разговаривают не все. Говорят на диковинном ассамском наречии. Так, к слову, вообще в Индии общаются на 447 разных языках и примерно двух тысячах диалектах.
Паломники покупают около храма гирлянды цветов, благовония, сладости и становятся в очередь. Двери храма открыты с трех часов ночи до десяти вечера.
Откуда ты, друг
Я встал в очередь часов в шесть утра и надеялся попасть в храм к обеду. Однако меня спас вопрос, прозвучавший на ломанном английском от кого-то рядом: "Друг, откуда ты?" И после моего ответа время пребывания в очереди сократилось до двадцати минут.
"Русский брат!" (на хинди "роосее бхаее" понять легко) звучало со всех сторон, пока меня буквально на руках передавали и протискивали вперед в очереди. Перед самыми дверьми храма пришлось все же остановиться, поскольку ко мне бежал с громким криком разносчик крепкого ассамского чая со специями.
Он хотел напоить чаем "русского брата", чтобы тот, как мне потом объяснили, шел в священное место в самом хорошем настроении.
После посещения прекрасного храма, у выхода, меня уже ждали еще несколько разносчиков чая, который я пил до самого вечера совершенно бесплатно. Некоторые добрые индусы приносили "брату" сладости из соседних лавок, амулеты и украшения в подарок. Приятно быть "из России".
Кого аскеты уважают
Другой город, значившийся в моем маршруте, - Датия. Он расположен в другой части Индии, ближе к центральному пустынному региону.
Опять же, место священное и крайне редко посещаемое туристами. В гостевом домике, где я остановился (комнатка - 2 евро в сутки), мне рассказали, что видели в Датии белых приезжих пять лет назад. Зато индусы сюда приезжают отовсюду, чтобы посетить древний комплекс храмов Шри Питамбара Питх, где почитают богиню Багаламукхи.
Этот городок граничит с районом, совершенно не посещаемым туристами, - Сонагири - поселком и черным лавовым холмом, который от подножия до вершины весь в храмах из белого мрамора удивительной красоты. Их здесь ровно сто. Каждый храм - и совсем крошечный, и высотой с двухэтажный дом - покрыт тончайшей резьбой с изображениями всевозможных индуистских божеств. Сонагири - священное место для людей религии джайн - самых миролюбивых людей на планете.
Джайны, решившие уйти от мира (что-то вроде православного монашества, но только возведенного в абсолют), не просто вегетарианцы, но даже фрукты и овощи едят лишь те, где как можно меньше косточек и семян, чтобы не мешать "потоку жизни".
В дождь они не выходят из храмовых комнаток монастырей - ашрамов, чтобы случайно не наступить на насекомое, проплывающее в воде. На улицы, когда ветрено, они ходят с платком на лице, чтобы случайно не вдохнуть насекомое. Они не носят ничего кожаного. Да и в принципе вся их одежда - это лишь узкий кусочек материи на веревке, повязанной на бедрах.
Впрочем, часто и этот лоскут - лишнее. Именно так… Именно в таком виде они и ходят свободно по Сонагири. А что, кругом только свои. При себе носят метелку, чтобы сметать по пути с дорожек насекомых и в жаркие дни как-то себя обмахивать.
Джайны охотно приняли меня в ашраме - уж очень удивились появлению в их краях "большого белого незнакомца". Пригласили посмотреть комнатки, где живут аскеты. Внутри только настил из каких-то высушенных растений и кувшин с водой. И все. В массе своей джайны, ставшие аскетами, берут обет молчания, но те, кто обет не давал, спрашивали,"откуда ты, друг?"
Ну а потом… Все джайнские храмы, куда обычно пускают только джайнов и никого больше, были открыты. Даже святилища лишь для самых посвященных аскетов. Хорошо быть русским!
По следу Нарендра Моди
Финальной точкой маршрута стал священный город Варанаси. Место уже вполне туристическое. Знаменит город, в том числе, своими гхатами - ступенями к реке Ганга, где расположены самые большие места кремаций под открытым небом. Процесс описывать не стану, лучше о другом расскажу.
В Варанаси почти одновременно со мной прибыл сам премьер-министр Индии Нарендра Моди - в рамках предвыборной парламентской компании. О том, что Моди в Индии любят, я знал. Но не знал насколько.
Весь Варанаси был в плакатах Моди, его огромные портеры висели по берегам Ганги. Десятки тысяч людей (хотя, не исключено, что и пара миллионов) носили на длинных палках плакаты с портретами любимого премьер-министра. Около кафе были установлены огромные колонки, из которых звучали песни, посвященные Моди и его "Бхаратия джаната парти" - Индийской народной партии.
В честь него во всех храмах проводили самые сильные ритуалы. И конечно, в самых знаменитых и древних храмах Моди убежденный индуист побывал лично, совершая обряды.
Я оказался в одном храме спустя полчаса после того, как там побывал Моди, совершив парикрама, - ритуальный обход вокруг святилища бога Бхайрава, которого индуисты исключительно уважают.
В храме, откуда, кстати, на время посещения премьер-министра никого не выгоняли, мне потом показывали видеозаписи на смартфонах: как Моди, читая мантры-молитвы, обходит святилище.
В храме все делились упомянутым видео, говорили, как коснулись одежды Моди. И тут кто-то меня спросил, "Друг, а ты откуда приехал? Я ответил. И теперь уже со всех сторон зазвучало - "Россия и Индия – вместе!", "У вас Путин – сильный!", "Путин - брат Моди и всей Индии!».
Сделал селфи с "русским братом" и очень улыбчивый индус Джитендер потом много расспрашивал о России, а вечером пригласил в гости - в дом в Варанаси. Уже дома оказалось, что он - племенник Моди. Но это уже другая история… Словом, "хождение за три моря" состоялось. Успешно.