Транзит

Лишь бы США не подумали, что Латвия с РФ: Ринкевичс рассказал о жертвах Риги

Латвия переосмыслила свою роль - она больше не может быть мостом между Востоком и Западом, заявил глава МИД балтийской республики Эдгарс Ринкевичс
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 19 мар — Sputnik. Латвия после скандала с отмыванием денег в ABLV Bank чуть не лишилась доверия зарубежных партнеров, которые считают ее "оплотом против российского влияния", заявил глава МИД балтийской страны Эдгарс Ринкевичс в интервью британской Guardian. По его словам, теперь Латвия и другие страны Балтии уже не могут быть мостом между Россией и Западом.

Напомним, в феврале 2018 года Минфин США обвинил ABLV Bank, второй по величине латвийский банк, являющийся крупнейшим независимым частным банком в стране, в отмывании денег, причастности к транзакциям, связанным с Северной Кореей, и подкупе чиновников. В июне прошлого года Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) разрешила банку начать процесс самоликвидации. После этого банковская система в Латвии подверглась масштабным изменениям, основное из которых – отказ от сотрудничества с нерезидентами и так называемыми компаниями-пустышками.

Методологию проверки в ABLV утвердили: "грязные" деньги Латвия оставит себе

Доверие к Латвии как к "бастиону против России" пошатнулось после того, как США выдвинули обвинения против ABLV Bank в систематическом отмывании денег из России, сказал Ринкевичс в интервью британской газете. По его словам, этот кризис ускорил процесс переоценки Латвией своей роли на международной арене — пришло понимание, что Рига не может быть мостом между Россией и Западом.

"Когда мы обрели независимость, у нас была очень заманчивая концепция, что Латвия и страны Балтии в более широком смысле являются мостом между Западом и Востоком. Мы говорим по-английски и по-русски, у нас были знания о пространстве бывшего Советского Союза, и у нас была развитая банковская система", — сказал министр.

"Символами этого моста" Ринкевичс назвал транспорт и финансовые услуги.

Однако последующие события заставили Латвию переменить свое мнение.

Он отметил, что с момента скандала с ABLV Bank Латвия добилась определенного прогресса — значительно сократился сектор обслуживания нерезидентов, — при этом добавив, что это не только латвийская проблема, а потому она требует европейского контроля. Так, отмывание денег должно рассматриваться в первую очередь как вопрос национальной безопасности, а не просто проблема коррупции.

"Этот вид денежного потока может влиять на политическую жизнь, репутацию и внутренние инвестиции", — сказал Ринкевичс.

Латвийский бизнес, публицисты и некоторые политики уже на протяжении года критикуют власти Латвии за решение закрыть ABLV Bank и "выгнать" нерезидентов из других финансово-кредитных учреждений страны, хотя обслуживание этого сектора приносило немалый доход, часть которого в виде налогов наполняла и государственный бюджет страны.

В частности, латвийский публицист Отто Озолс заявил, что власти Латвии ничего не сделали для защиты репутации страны после того, как структура американского Минфина обвинила ABLV Bank в отмывании денег. Союзник в лице США дал Латвии пощечину, а глава МИД Эдгарс Ринкевичс молча снес это.

Юрканс: Латвия могла стать посредником между РФ и США, а Вейонис все упустил

"Мы называем Соединенные Штаты Америки нашим стратегическим союзником и другом. И если этот друг вдруг публично говорит, что в банковской системе Латвии есть коррупция, что в ней происходит что-то незаконное, и публично на глазах у всего мира нам дает пощечину (…), то у меня возникает вопрос к нашему МИДу и министру Эдгарсу Ринкевичсу, как это могло произойти, что наш хороший друг и союзник дает нам пощечину перед всем миром. Нет, союзники и друзья такие сложные вопросы решают с глазу на глаз", — заявил Озолс.

По словам публициста, латвийские власти должны были на дипломатическом уровне предотвратить появление публичных обвинений со стороны США.
"Наше правительство, МИД и Ринкевичс должны были решить эту проблему до того, как это вышло наружу. Сейчас же нанесен огромный ущерб нашей репутации", — заключил Озолс.

Ринкевичс готов "похоронить" и транзит

Ранее министр заявлял, что Латвия уже и в сфере транзита "больше не ворота и не мост". По его словам, решения России в области экономики и транзита давно носят стратегический характер, поэтому латвийскому бизнесу не стоит надеяться, что возможное потепление в отношениях Риги и Москвы спасет их предприятия. Эти слова были критически восприняты бизнесменами, а также экс-министром сообщения страны Анрийсом Матиссом.

Транзит, диалог и рост экономики: Лукьянов о том, почему с Россией придется считаться

"Как в других государствах должны воспринимать такие слова? Мы, что, отказываемся от транзита? Но он дает нам 10% от ВВП (около 27 миллиардов евро в 2017 году — ред.), в отрасли занято 80 тысяч человек", — возмутился Матисс.

Транзитный сектор Латвии лишился значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. По мнению экспертов, ситуация в латвийском секторе транзита может ухудшиться еще больше после того, как в России будут достроены специализированные терминалы — по перевалке зерна, удобрений.