РИГА, 14 мар — Sputnik. Группа, которая ведет строительство газопровода "Северный поток — 2" из России в Германию по дну Балтийского моря, рассматривает возможность передачи последних 50 километров трубопровода во владение и управление специально созданной компании. Это подорвет усилия ЕС по контролю над газопроводом, пишет газета Financial Times.
Если новая компания будет создана и получит в управление небольшой участок газопровода в территориальных водах Германии, это будет означать, что только эти 50 километров "Северного потока — 2" будут подпадать под европейское регулирование, в то время как остальные почти 1200 километров трубопровода останутся вне юрисдикции ЕС, сообщает издание со ссылкой на три своих источника, знакомых с ситуацией.
Реализация этого плана позволит кардинальным образом снизить влияние на "Северный поток — 2" решения ЕС о расширении энергетических правил Евросоюза на весь трубопровод. В том случае, если они будут распространяться только на часть трубопровода в Германии, их воздействие на экономику проекта будет ограниченным, говорится в статье.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что Еврокомиссия в 2017 году предложила внести поправки в Газовую директиву ЕС, распространив с их помощью ряд правил газового законодательства ЕС на морские участки газопроводов, идущие в Евросоюз из третьих стран.
Целью изменений было заявлено применение определенных норм энергетического законодательства ЕС не к некоторым, а ко всем газопроводам на территории Евросоюза, в том числе с участием третьих стран. К таким нормам относятся, в частности, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать газ, разделение деятельности по продаже и транспортировке газа.
На практике применение положений Газовой директивы к "Северному потоку — 2" будет означать, что у газопровода должен быть независимый от "Газпрома" оператор, а к мощностям должны получить доступ другие компании-поставщики.
В феврале текущего года представители Совета ЕС, Европарламента и Еврокомиссии согласовали компромиссный вариант поправок к директиве, частично изменив изначальные предложения Еврокомиссии. Поправки предполагают возможность предоставления на определенных условиях исключений для газопроводов из правил обновленной Газовой директивы ЕС.
Как следует из поправок, в случае с "Северным потоком — 2" решение о предоставлении российскому проекту исключений из этих норм будет принимать не Брюссель, а страна ЕС, где газопровод входит на европейскую территорию, то есть Германия - после консультаций с Еврокомиссией.
Голосование комитета Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике (ITRE) по поправкам к Газовой директиве ЕС ожидается 18 марта. Голосование пленарной сессии может состояться в апреле.
Проект "Северный поток — 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим "Северным потоком".
Он пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны стран, расположенных вдоль берегов Балтийского моря, — России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Из перечисленных стран компании Nord Stream 2 AG, оператору "Северного потока — 2", осталось получить разрешения на строительство только от Дании, но уже подана заявка на альтернативный маршрут строительства газопровода "Северный поток — 2", который не проходит через территориальные воды королевства.
По состоянию на середину марта 2019 года уложено около 830 километров газопровода, что составляет около 34% от общей протяженности газопровода.
В России неоднократно заявляли, что "Северный поток — 2" является чисто экономическим проектом и тезис об "ущербе энергобезопасности" Европы не выдерживает критики — напротив, диверсификация маршрутов транспортировки газа позволит уменьшить транзитные риски и повысит надежность газоснабжения его потребителей. При этом маршрут "Северного потока — 2" до Германии почти на две тысячи километров короче, чем через Украину, что снижает стоимость доставки голубого топлива.