РИГА, 13 мар — Sputnik. Дело касается событий, которые разворачивались в далеком 2014 году. А источником разоблачительной информации стал независимый депутат Сейма и экс-адвокат Алдис Гобземс, который через Facebook обратился к премьеру Кариньшу с вопросами.
Если вкратце, суть дела заключается в сомнительных манипуляциях с домом, расположенным в Риге по улице Сколас, 2. Здание известно тем, что раньше тут находился кинотеатр "Пионерис".
По информации Гобземса, летом 2014 года кипрские офшоры Blackmerc Ltd и Maalixo Ltd выдали заем общей суммой 6 348 750 евро фирме SIA S2 Rīga, учрежденной женой Кариньша Андой Кариней (которая ранее получила здание по улице Сколас, 2, в дар от своего мужа).
Что важно: в балансе фирмы этот заем никак отражен не был. А 10 октября того же года владелица SIA S2 Rīga Анда Кариня продает доли капитала предприятия покупателям, связанным с Российской Федерацией.
Премьер-министр Кришьянис Кариньш все обвинения отверг, опубликовав через Facebook лаконичный ответ, что, мол, дом принадлежал, да, жена его продала, но ничего противозаконного в сделках нет. "Моя жена продала свои доли капитала, уплатив все налоги. Сделка длилась несколько месяцев. Хочу подчеркнуть, что моя жена в сделке не использовала офшорные предприятия", - объяснил Кариньш.
Сегодня утром в передаче "900 секунд" LNT Кришьянис Кариньш в очередной раз подтвердил, что не понимает, в чем суть нападок: его семья с офшорами связана не была, а сделка была совершенно чистой.
Однако латвийскую общественность, похоже, эти малоинформативные ответы премьер-министра не удовлетворяют. Пользователи соцсетей требуют детальных объяснений этой сомнительной сделки.
"В СМИ нет ни полуслова об этом утреннем интервью, где Кариньш оправдывается за семейные сделки. Риторический вопрос, если бы кто-то другой сидел на его месте, к примеру, АГ (Алдис Гобземс - ред.), то не было бы так, что это было бы во ВСЕХ газетах главной новостью?! Тогда задайте себе вопрос, за каких дураков держат народ", - возмущается Карлис.
"Если все ясно, сделка обычная, без офшоров, с оплатой огромных налогов, то какие проблемы опубликовать документы сделки с суммой и размером уплаченных налогов? Общество тогда увидит документальные доказательства, и у лжецов не будет аргументов", - спрашивает у премьер-министра Кристина Блумберга.
"Ну смешно, Кариньш не опроверг ни одного аргумента Гобземса - он просто сообщил, что сделка была совершена через банки и это обычная чистая сделка, а нам всем ему просто надо поверить? У журналистки тоже на удивление нет ни одного вопроса на утверждения Кариньша…" - негодует Елисейс.
На необычное молчание официальных средств массовой информации обратил внимание и журналист, а также политик Карлис Сержантс.
"Забавно: Гобземс уже третий день в соцсетях утверждает, что премьер Кариньш совершил уголовное преступление и обворовал страну, а со второй стороны полная тишина. И молчание, как известно, что? Если это ложь, то об этом быстро и громко кричат", - делает наблюдение Карлис Сержантс.
Впрочем, далеко не все видят в молчании СМИ и самого Кришьяниса Кариньша что-то подозрительное, а, скорее, даже наоборот.
"Кариньш правильно делает, что не ввязывается. Гобземс именно этого и ждет, чтобы Кариньш начал защищаться, так как тогда появится надежда на какую-то неловкую фразу. Пока Кариньш молчит, аргументы Гобземса - обыкновенный лай, к которому все привыкли и не берут в голову", - считает пользователь @fauzwei.
"В принципе, в действиях Кариньша нет ничего незаконного, это примерно то же самое, что в свое время с уходом уплаты НДС на авто Закиса - законно, но вот этично ли для политика?!" - отмечает пользователь Twitter под ником viedis.
Куда большее негодование у общественности вызывал тот нюанс, что сделка происходила в 2014 году, после присоединения Крыма к Российской Федерации, когда все мировое цивилизованное сообщество принимало коллективное решение оградить мир от "русских агрессоров".
Оказалось, что, в то время когда Россию обвиняли во всех смертных грехах, семья Кришьяниса Кариньша, одного из главных борцов с офшорами, спокойно заключила невероятно выгодную сделку с российскими предпринимателями, концы которой уходят в те самые офшорные зоны.