РИГА, 12 мар — Sputnik. В последние годы латвийский медиарынок изменился до неузнаваемости: все больше агентств предпочитают рекламировать товары клиентов не в прессе, по радио или телевидению, а на популярных стриминговых сервисах и в социальных сетях.
По подсчетам специалистов по рекламе, именно американские интернет-гиганты Google и Facebook занимают львиную долю от латвийского рекламного рынка. В Латвии они не платят налогов или делают символические взносы.
Служба госдоходов признает, что новые цифровые платформы развиваются слишком быстро. Но по крайней мере символическое сотрудничество с интернет-гигантами в налоговой сфере происходит.
В последнее время Facebook и Google "нарастили мускулы" и значительно изменили правила игры на рекламном рынке всего мира, не только Латвии. Рекламу в соцсетях покупают и крупные предприятия, и малый бизнес, и политические партии, которые раскручивают масштабные предвыборные кампании.
Если традиционные СМИ государство еще может контролировать, то международные гиганты находятся за пределами латвийской юрисдикции. Но они, как магнит, притягивают рекламные агентства, которые действуют по принципу: рекламу нужно размещать там, где больше пользователей.
"Facebook и Google - два крупнейших по доходам предприятия в рекламной индустрии, это очень серьезные мировые игроки. В Латвии точно нельзя сказать, сколько процентов приходится на Facebook, таких данных нет. Можно видеть, какое есть распределение между телевидением, радио, но сколько приходится на них, неизвестно", - отметил специалист по новым СМИ и цифровому маркетингу Артурс Меднис.
Самый громкий случай, когда международное предприятие на платформе виртуальных услуг заплатило деньги Службе госдоходов, был в 2017 году. Тогда портал для аренды частного жилья AirBnB добровольно заплатил Латвии НДС в размере ста тысяч евро. Теперь число партнеров по сотрудничеству выросло, подчеркнули в СГД.
"У меня есть информация, что сейчас платят Netflix, Spotify и AirBnB, а Facebook и YouTube платят за физических лиц", - отметила глава СГД Иева Яунземе.
Конкретных чисел она назвать не смогла.
Сотовый оператор Bite Latvia подсчитал, что в прошлом году среди пользователей мобильных данных больше всего росла популярность Facebook - на 11%, а объем потребления интернета в этой соцсети вырос в 2,7 раза.
Google посещают 65% пользователей мобильного интернета в Латвии, а на втором месте Facebook, куда каждый день заходят 62% пользователей. Затем следует YouTube.