Агентство Bloomberg со ссылкой на несколько дипломатических источников сообщает о том, что вице-президент США Майкл Пенс пытался организовать военную провокацию против России в Азовском море, причем американская сторона надеялась устроить этот конфликт с непредсказуемыми последствиями руками своих немецких и французских партнеров, пишет автор РИА Новости Иван Данилов.
Именно с этим планом, который потенциально мог привести не только к дипломатическим осложнениям, но и к реальным жертвам, вице-президент США Майкл Пенс прибыл на международную конференцию по безопасности в Мюнхене. Информированные дипломатические источники агентства Bloomberg утверждают, что имело место "давление" на руководство Германии и Франции с целью принудить их к выполнению американского плана. Вероятно, для Майкла Пенса (как и для любого высокопоставленного американского политика, который едва ли не с молоком матери впитал железобетонную уверенность в том, что страны Западной Европы — это американские колонии, которые должны быть благодарны США за то, что те ими мудро управляют) стало шоком не только крайне антиамериканское выступление Ангелы Меркель, которое присутствовавшие европейские чиновники встретили овацией стоя, но и ее нежелание участвовать в военных авантюрах.
Наиболее вероятным представляется следующее объяснение: если бы Меркель действительно хотела участия в подобной авантюре, то одного ее окрика хватило бы, чтобы Порошенко и его администрация выстроились по стойке смирно. Более того, сложно поверить, что президент Украины действительно мог осмелиться указать канцлеру Германии, что столь серьезная военная провокация — это "слишком мало" и "не решит проблемы". Скорее всего, Меркель просто сослалась на неадекватность (неважно — реальную или мнимую) желаний украинского руководства исключительно для того, чтобы послать администрации Трампа простой месседж: "Украина — это ваши проблемы, и личные проблемы Порошенко — это тоже ваши проблемы".
В пользу этой интерпретации можно привести косвенный, но сильный аргумент: Ангела Меркель использовала свое выступление на Мюнхенской конференции, чтобы заявить о поддержке "Северного потока — 2". Это явно указывает на то, что проблемы (серьезные проблемы!) украинского государственного бюджета — уже проблемы Вашингтона, а не Берлина.
На этом фоне позиция французской стороны производит еще более сильное впечатление. Если верить источникам американских СМИ, то получается, что официальный Париж даже не стал искать каких-то оправданий своего нежелания участвовать в морских баталиях у Крымского моста. Французский ответ получился грубым и коротким: власти Франции "пришли к выводу, что эта идея является ненужной провокацией".
Такие маневры уже делались американскими военными кораблями. Судя по опыту наших китайских партнеров, к тому, что американцы будут устраивать новые провокации или инциденты, граничащие с провокациями, нужно привыкнуть на долгие годы. И не забывать жестко осаживать наших заокеанских оппонентов, если их действия нарушают российские и международные правовые нормы. А то, что европейцы не хотят участвовать в подобных авантюрах, внушает осторожный оптимизм в плане перспектив отношений по линии Москва — Брюссель. Ибо, если немцы и французы отказываются подставляться ради американских интересов, это означает, что вероятность договориться все-таки есть.