РИГА, 26 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. В Конституционном суде начали рассматривать дело об отмене билингвального образования в Латвии, а проще – о ликвидации школ нацменьшинств.
Суд будет рассматривать это дело в течение двух дней, хотя всем заранее понятно, каким будет вердикт: реформу Шадурскиса не отменят. Об этом знает и партия "Согласие", которая инициировала весь процесс в суде лишь для того, чтобы показать избирателям свою "бурную деятельность".
"Проблема русских школ надуманная"
Вовсе не случайно аккурат к началу процесса открыто выступил в СМИ ставленник партии "Согласие" омбудсмен Юрис Янсонс. Он рассказал о своем ежегодном отчете почти на 450 страницах, где немало говорится о вопросе образования нацменьшинств. Омбудсмен прямо заявляет и в докладе, и в СМИ, что "в Латвии нет проблем, связанных с изменением системы образования" преимущественно в русских школах: не нужны ни Конституционный суд, ни акции протеста.
Это выступление омбудсмена словно аперитив к "ненужному" заседанию Конституционного суда. Один из выступающих в зале суда, политик от "Согласия" Борис Цилевич робко пытался доказывать людям в мантиях: мол, если ликвидируют билингвальное образование в школах, это резко сузит использование языков меньшинств в образовательном процессе. А люди в мантиях равнодушно на него посматривали, задавали заранее заготовленные вопросы и получали заранее просчитанные ответы.
38 бабушек и дедушек за всех русских детей
Кто-то из правозащитников говорил, что надо посмотреть под окна суда: там народ нас поддерживает! Однако под окнами, на площадке близ Дома конгрессов, вообще было какое-то действительно жалкое зрелище. Или нет?
Тогда представьте себе следующее. Сегодня в Конституционном суде, как говорили разные правозащитники, "решался вопрос будущего всей русской диаспоры Латвии", поскольку в ее основе лежит образование и знание родного языка. Так вот, поддержать людей, отстаивающих "все будущее русских" в стране, пришли 38 бабушек и дедушек (по головам их пересчитали!). Впрочем, даже это число еле-еле собрали активисты Латвийской социалистической партии. И даже семеро полицейских (их тоже посчитали) смотрели на все зевая.
Удивлены были и собравшиеся: а почему же нас так мало? Что же, Нил Ушаков, лидер "Согласия", добился своего. Долгие годы он убеждал народ не выходить на митинги и пикеты: якобы в Латвии нет такой традиции, все решается в кабинетах, а вы, негодующие, спите спокойно. Вот и усыпил.
И вот результат. К зданию суда, где выступали представители самого "Согласия", пришло меньше 40 человек. Такие они, латвийские реалии.
Есть спрос на родное образование
Пришел поддержать протестующих и президент Русской общины Латвии Владимир Соколов, который тоже сказал, что уж очень мало людей под окнами суда, хотя хорошо, что и они есть – мнение выражают. Он, кстати, сам тоже в прошлом обращался в Конституционный суд – и тоже по делам об образовании в стране.
"Я подавал в Конституционный суд дважды – в 2012-м и в 2013-м. Если помните, после референдума по второму госязыку ситуация, касающаяся всего, связанного с национальными меньшинствами, была чересчур политизирована. Но самое удивительное, что никто не осознал тогда результатов референдума. Ведь за русский как второй государственный выступило почти 25% всех участников референдума – граждан Латвии", - говорит Sputnik Владимир Соколов.
То есть русский язык в Латвии – это совсем не иностранный язык, как утверждают представители нынешней титульной нации. А согласно Конвенции о национальных меньшинствах, когда есть спрос на образование на родном языке, тон должен быть удовлетворен. А теперь вдумайтесь, около 270 тысяч граждан Латвии тогда выступили за русский как второй государственный. И после этого кто-то готов сказать, что эти люди против того, чтобы в стране были русские школы? Разумеется, в Латвии есть спрос на русское образование – кто бы сомневался.
"Так вот, я, желая перевести все из политической плоскости в юридическую, обратился в Конституционный суд. Хотел, чтобы там признали право на образование в стране на языке нацменьшинств. Однако там вопрос просто проигнорировали – вначале в 2012 году, а потом и в следующем.
Сейчас в Конституционный суд обратились другие люди, и тоже – в защиту образования нацменьшинств. Посмотрим, удастся ли им добиться справедливости", - говорит Владимир Соколов.
Удастся или нет – станет официально известно, скорее всего, завтра. Ну а неофициально решение суда было известно еще до заседания. И это решение, увы, не в пользу русского образования в Латвии.