Euractiv: и теплые, и прохладные дома - роскошь для европейских бедных

Имущественное неравенство только обостряет последствия глобального потепления
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 20 фев — Sputnik. Большинство европейских стран не может обеспечить своим гражданам тепло зимой и прохладу летом, пишет Euractiv.

Допустимо ли, что в 2019 год одна из десяти семей в Европе не может позволить себе теплое жилище зимой? Болгария, Венгрия и Словакия занимают первые места в списке стран с сырыми, протекающими домами и самыми высокими ценами за отопление, в то время как в самых холодных странах ЕС - Швеции, Финляндии и Дании - все еще самые теплые дома.

Каждый четвертый житель Латвии страдает от материальных лишений

Новый доклад, опубликованный Европейским агентством по окружающей среде (EEA), заставляет задать еще один вопрос - допустимо ли, что один из пяти европейцев не может позволить себе прохладное жилье летом? Этот вопрос касается не только средиземноморских стран - во время летней жары этого года в Дании умерли 250 человек.

Имущественное неравенство только обостряет последствия глобального потепления, и это относится как к отоплению, так и к охлаждению. Тепло поднимается вверх, сквозь тонкие потолки, и оказывается особенно опасным для жителей верхних этажей. Почти половина жертв парижской жары 2003 года жили на верхних этажах. Многие их них были немолоды или не могли передвигаться.

Связь между тепловыми ударами и проживанием не верхних этажах подтверждена исследованиями. Хуже всего ситуация в центре города, где в "городских островах тепла" температура может быть на девять градусов Цельсия выше, чем в других районах. 

В тесноте, да не в обиде: латвийцам не хватает комнат

Европейские бедные обычно живут в маленьких квартирах в старых, дешевых, плохо построенных домах, частно в промышленных районах, потому что что им нужно жилье ближе к работе. Старые высотные дома, где обычно живут небогатые арендаторы Великобритании, Франции и Восточной Европы, чаще перегреваются.

"Половина проблемы с загрязнением воздуха в Лондоне не связана с транспортом, и один из источников - это дома. Если бы мы установили стандарты энергоэффективности, мы могли бы заменить бойлеры, которые сильно загрязняют атмосферу, и повлиять как на качество воздуха, так и на глобальное потепление. Однако у нас нет таких полномочий, а у правительства нет стратегии по борьбе за улучшение качества воздуха", - говорит заместитель мэра Лондона Ширли Родригес.

Почти 20% европейских семей находятся на пороге бедности и также не могут отапливать свое жилье, так что этот вопрос требует срочного решения на уровне ЕС.

В Болгарии большинство бедных семей (почти 40% всех семей) с трудом могут согреться зимой, и в других юго-восточных странах, включая Грецию, ситуация немногим лучше.

"Это может объяснить, почему чрезмерно высокая смертность зимой в южных европейских странах выше, чем в северных", - отмечают в EEА.

Eurostat: расходы бюджета Латвии на ЖКХ больше эстонских и литовских

Доля семейного бюджета, которую европейские семьи с низкими доходами тратят на энергию, выросла на 33% с 2000 по 2014 год, причем в некоторых странах семьи страдают от энергетической бедности как летом, так и зимой. В Северной Македонии, Польше и Великобритании самыми уязвимыми перед угрозой холодного дома оказались семьи с одним родителем, а в Литве - одинокие пожилые люди.

Однако простые решения и точечные инвестиции могут все изменить.

В Берлине проект KiezKlima предложил жителям окрестных домов построить навес над детским садом, создать зеленый сад возле дома и установить фонтанчик с питьевой водой. Дрезденский проект HeatResilientCity преображает квартал многоэтажных домов, построенных в 1980-е годы. Во время реновации двух высотных зданий в Лондоне на окнах установили светоотражающие шторы, стены покрасили светоотражающей краской, утеплили потолки и установили вытяжки, что сильно улучшило жизнь жильцов.

Строительный сектор тратит 40% всей европейской энергии, на него приходится 36% выбросов парниковых газов. При этом у него есть шанс изменить к лучшему жизнь самых уязвимых европейцев. Если мы можем соединить борьбу с глобальным потеплением с борьбой за социальную справедливость, то на это стоит обратить внимание сейчас, пока не стало слишком поздно.