РИГА, 22 янв — Sputnik, Алексей Стетюха. Кажется, латвийское общество, наконец, нашло объединяющий знаменатель. Спустя десять дней после акции Русского союза Латвии (РСЛ) неравнодушные граждане вновь надели желтые жилеты. Утром 22 января возле здания Сейма прошел пикет "Против всего плохого". А именно — за перевыборы, против существующего правительства и вообще.
Акция была заявлена заранее и звучала довольно угрожающе. Многие пророчили народное восстание, повторение январских событий 2009-го и чуть ли не свержение власти. За несколько дней до пикета спецслужбы сообщили, что возможны провокации и подстрекательства к беспорядкам. Попросили быть бдительными.
По итогам, к Сейму прибыли бдительные стражи порядка и не менее бдительные журналисты. Пикетирующих оказалось порядка 100—150 человек, преимущественно среднего возраста. Самих "желтых жилетов" насчитывалось примерно пара десятков.
Лейтмотивом протеста стало неодобрение правительства, заявленного кандидатом в премьеры Кришьянисом Кариньшем ("Новое Единство"). Единого мнения об альтернативе у собравшихся не было. Сначала все бурно поприветствовали вышедшего к народу Алдиса Гобземса. Именно ему многие прочили формирование нового правительства. Гобземс минут двадцать добросовестно мерз в пиджаке, отвечая на вопросы и выслушивая добрые напутствия. После чего дал несколько интервью и удалился греться в Сейм.
Кроме него к рядам митингующих вышла Регина Лочмеле-Лунева. Депутат от "Согласия" в целом была солидарна с собравшимися, хотя в вопросе конечной цели мнения разнились.
— Результаты выборов показали, что люди хотят перемен, что люди совершенно точно не хотят видеть у власти старые партии.
— Но ведь очевидно, что те, кто собрался здесь сегодня, вряд ли хотят, чтобы правительство формировало победившее "Согласие".
— Это так, — к разговору подключается один из соорганизаторов пикета. — Мы голосовали за изменения, а на выходе видим все те же лица.
— Так это то же самое, о чем я сейчас говорила! — подключается Регина.
Вообще все собравшиеся подчеркивали, что пикет — народный. Ни одна политическая организация напрямую не взяла на себя ответственность за его организацию. Мол, все — стихийно.
В кои-то веки на одном пикете собрались сторонники разных политических сил, которые единым фронтом выступили против одного и того же. Даже поругаться не удалось. Спустя какое-то время там же появились даже представители РСЛ с теми же плакатами, которые развевались на Домской площади десять дней назад. Часть из них — на русском языке.
В какой-то момент в рядах почувствовалось оживление: к русским подтянулись сотрудники полиции и отдельные активисты. Произошла небольшая словесная перепалка, после которой новоприбывшие влились в общую массовку. Пожалуй, впервые за долгие годы.
Группа РСЛ поддерживала лозунги собравшихся, народ периодически одобрительно поддерживал выкрикивания РСЛ. Процветало единство. Не самопровозглашенное, а народное.
Парадоксально, что от изначально заявленного лейтмотива пикета открестились почти все участники. В частной беседе собравшиеся признавали, что перевыборы вряд ли что-то решат. Говорили о необходимости появления новой политической силы, но тушевались при вопросе — откуда ей взяться.
Подходим к еще одним ребятам с плакатом на русском языке.
— Кого вы представляете?
— Мы никого не представляем. Исключительно себя и свое желание сменить систему.
— А на что ее менять? Есть какая-то альтернатива? Вы хотите повторных выборов?
— Однозначно — нет. Повторные выборы точно ни к чему. Я не политолог, но я понимаю, что они не помогут. Просто сама система, которая 28 лет существовала, не работает.
— А что тогда делать?
— Без понятия. 85 лет назад ситуация была 1:1. Что тогда сделал Улманис — мы все знаем.
Тем не менее сценарий Улманиса не повторился. Революции не произошло. Спустя регламентированный час пикетирующие разошлись. Общения со слугами народа так и не случилось. Погромов тоже.
Но первая ласточка, оповещающая о том, что дружить против мы умеем, уже пролетела. Хочется верить, что это — к оттепели.