РИГА, 22 янв — Sputnik. Литва после строительства газопровода до Польши рассчитывает побороться за украинский рынок, рассказал в интервью Reuters глава компании Klaipedos Nafta - оператора терминала СПГ Independence - Миндаугас Юсиус, передает Business Recorder.
По его словам, Клайпедский терминал сжиженного природного газа (СПГ) увеличит объемы его импорта более чем вдвое после открытия газопроводов в Польшу (GIPL) и Финляндию (Balticconnector, между Эстонией и Финляндией – ред.) в 2021 году, что сделает порт региональным центром поставок. По словам Юсиуса, оператор терминала СПГ в Клайпеде намерен достичь его загрузки в 40—50%.
"Мы определенно наблюдаем интерес со стороны международных торговых домов к использованию этой инфраструктуры — терминала и планируемых трубопроводов — для доступа к рынкам газа в Центральной и Восточной Европе", — сказал Юсиус.
В частности, литовская компания нацелена на украинский рынок, по словам Юсиуса, поставки газа из Литвы через Польшу помогли бы Киеву снизить зависимость от российского газа, который Украина с ноября 2015 года закупает по реверсной схеме через Польшу, Словакию и Венгрию.
Литва — единственная из стран Балтии, которая напрямую закупает СПГ, поскольку обладает плавучим терминалом Independence, арендованным ради снижения доли закупки газа в РФ и достижения цели "энергетической независимости".
Конкретные цифры, по которым Литва покупает СПГ, не называются, однако недавно у компании Litgas образовался излишек СПГ, который она продала с аукциона. Оператор газовой биржи GET Baltic сообщил, что цена составила около 280 долларов за тысячу кубометров.
"Газпром" в 2017 году оценил среднюю стоимость поставок газа в Балтию на уровне в 162 доллара за тысячу кубометров. Стоимость в 2018 году не называлась, однако в среднем для поставок в дальнее зарубежье цена топлива "Газпрома" выросла на 15%. Если предположить, что и для поставок в страны ближнего зарубежья цена увеличилась пропорционально, это означает, что стоимость за тысячу кубометров в первом полугодии 2018 года для Балтии составила около 185 долларов. Это на 34% дешевле, чем стоимость перепроданного на бирже литовского СПГ.
Долгое время Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным, чтобы получить на него финансирование ЕС. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось, и все бремя расходов на его содержание несут литовцы.