РИГА, 8 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Хотя разные официальные лица, вроде бывшего премьера Айгарса Калвитиса, говорят, будто Латвия никогда ранее не жила столь богато, как сейчас, в реальности ее экономике осталось существовать год, максимум – два.
Прогноз для Латвии на этот год и обозримое будущее сделал в разговоре со Sputnik Латвия независимый экономист, преподаватель Высшей вентспилсской школы, автор ряда книг и многих публикаций Дмитрий Смирнов.
"По всем показателям и по самым оптимистичным экономическим прогнозам, этот год будет для Латвии хотя и стабильным, но не столь хорошим, как 2018-й. Экономическая ситуация маленькой Латвии сильно зависит от внешних факторов, в первую очередь от того, что происходит в Евросоюзе. Если в целом в ЕС будет хорошо, тогда и нам что-нибудь перепадет.
Однако, если там будет все совсем не так, тогда случится, как в известной поговорке: пока толстый сохнет - тощий сдохнет. И как раз теперь все говорит скорее о последнем, поскольку уже явно наметились признаки замедления экономики в еврозоне, и в первую очередь в локомотиве ЕС – в Германии. К примеру, ВВП растет не так, как хотелось бы. Можно смело говорить, что объем финансовых средств будет перекачиваться по странам ЕС не столь мощный, как ранее", - говорит Дмитрий Смирнов.
Многие полагают, что экономическая ситуация Латвии может сильно ухудшиться из-за Brexit. Хотя, по словам экономиста, важно понимать: Brexit ударит не столько по Латвии, сколько по всему ЕС. Сейчас в Европе официальные власти откровенно замалчивают тот факт, что Brexit может вызвать экономический кризис.
Да, Великобритания – не самая богатая страна ЕС, не она главный финансовый донор союза, а Германия. Но так уж сложилось за все время существования ЕС, что Великобритания – его финансовый центр, там очень многое завязано на банках и биржах. В итоге, после Brexit биржевые индексы пойдут вниз, у банков появятся проблемы, сократится общий объем кредитования – как крупных общеевропейских компаний, так и стран. Все это ударит по экономике как крупных стран ЕС, так и бедных и зависимых – как Латвия.
Финансовая пирамида Евросоюза
Дмитрий Смирнов отмечает: "Сейчас все более обостряется проблема глобальной экономики. Банковский финансовый сектор многократно превышает сектор реальной экономики. А значит, если вернуться к теме Brexit, особенно – в его жестком варианте, то выход Великобритании из ЕС очень сильно ударит по реальной экономике, по странам, где работают мощные производства. И в данном случае крайне глупо думать, будто только богатым странам ЕС придется держать удар. Они-то его, может быть, и выдержат – хоть и с сильным потерями, а вот слабые страны ЕС этот удар отправит в глубокий нокаут.
За долгие годы экономика ЕС из-за той банковской системы, которая в ней формировалась десятилетиями, все больше стала напоминать финансовую пирамиду. И жесткий Brexit, к которому все и идет, может легко вызвать панику на глобальных рынках - и обрушить финансовую пирамиду ЕС".
Неслучайно многие эксперты прогнозируют, что в 2020 году самые богатые старые страны ЕС, как например Италия, могут начать процесс выхода из еврозоны.
Семилетний бюджет ЕС развалит ЕС
Уже теперь потихоньку начинают рассматривать вопрос о новом семилетнем бюджете ЕС на 2021-2027 годы. По мнению многих экспертов, это неразрешимая задача – исходя из того, насколько уже теперь разная экономическая ситуация в странах ЕС и насколько по-разному она будет развиваться в ближайшее время.
"В ЕС несколько реально разных блоков, например – восточноевропейский, где мы, другой - южноевропейский, который агрессивно, в отличие от нас, требует больше денег. Есть так называемый центральный блок – вокруг Германии и Франции, которые говорят, что ЕС нужны единая армия и единая налоговая система. Последний блок будет настаивать на том, чтобы увеличивать общеевропейское финансирование на эти цели, а не на содержание бедных стран, что, конечно, не устраивает восточноевропейский блок – и нас в первую очередь. Особняком стоят Швеция, Дания, Финляндия, Эстония, у которых свое видение ситуации.
И вот как в такой ситуации создать общий бюджет ЕС на семь лет – совершенно непонятно. Учитывать важно еще и то, что у каждой страны есть право вето на бюджет Евросоюза. К тому же, подчеркиваю, что в новом Европарламенте после выборов, скорее всего, может увеличиться число евроскептиков. Вовсе не случайно независимые аналитики и экономисты пророчат после 2020 года не кризис еврозоны, но постепенный распад Евросоюза", - говорит Дмитрий Смирнов.
Срочно делайте накопления
С этими прогнозами напрямую связаны и все разговоры о том, что с 2020 года может резко сократиться финансирование бедных стран из фондов ЕС. Сейчас все по-разному оценивают ситуацию в обозримом будущем: одни говорят просто о кризисе внутри системы ЕС, другие, что посмелее и пореалистичнее, о ее распаде. Но и в том, и в другом случае произойдет, мягко говоря, реформирование системы помощи бедным странам.
Но в любом случае, как подчеркивает Дмитрий Смирнов, важно понимать, что Евросоюз не может моментально развалиться. Даже после жесткого Brexit будет двухлетний переходный период, в течение которого Великобритания будет продолжать как-то вливать деньги в ЕС, и ее банковская система станет поэтапно отделяться, скажем, от германской. Также и с ЕС: если после выборов в Европарламент станет очевидным, что невозможно принять семилетний общеевропейский бюджет, и с 2020 года начнется распад союза, то все будет поэтапно.
"Поэтому самое сложное время в Европе будет, как теперь все громче говорят в мире, с 2021 года. И если вы хотите, чтобы я дал совет, как в данном случае поступать жителям Латвии, то самое правильное: в течение 2019-го и 2020-го делайте накопления", - говорит Смирнов.
Новый раздутый пузырь тоже лопнет
Заявления бывшего премьера Айгарса Калвитиса, что "Латвия никогда не жила столь богато и благополучно, как сейчас", - это, конечно, пустые слова. Коммунальные платежи на все растут: с января повысились тарифы на газ, а потом увеличатся цены и на электроэнергию. Это происходит на фоне обнищания населения - цены растут быстрее, чем реальные зарплаты.
Да, политики бодро рапортуют, что в Латвии просто неслыханный рост зарплат. Но - где именно? В госсекторе, за счет повышения минимальной зарплаты, которого в 2019 году, кстати, не будет. А у многих работников зарплаты не меняются годами.
"В Латвии сейчас все сильно напоминает раздутый пузырь, сродни тому, что был до 2007-2008 годов. Разве что до кризиса 2008-го банки давали кредиты на строительство жилой недвижимости, а теперь – коммерческой... Но ведь и банки просто так деньги давать не будут. Обратите внимание, основное европейское финансирование из фондов в 2017 и 2018 годах шло именно в строительную отрасль. И строили в той же Риге неслыханными темпами. Так же будет продолжаться и в 2019 году – пока еще происходит еврофинансирование.
Но у многих возникает вопрос: а что потом будет? Например, для кого все это строится? Ведь отток населения из Латвии не уменьшается. И что будет с большими строительными объектами, когда еврофинансирование не просто уменьшится, но его просто перекроют – по причинам, описанным выше? Делайте выводы – и не ошибитесь", – предупреждает Дмитрий Смирнов.