Рождество и Новый год - время подарков и путешествий. Спрос рождает предложение: по всей столице растянулись красочные рождественские базарчики. На прилавках - стандартные сувениры. Как правило, с национальным оттенком. Логично, что, приезжая в Латвию, туристы хотят увезти отсюда маленький кусочек чего-то аутентичного. Янтарь, керамика, варежки, носки, бальзам, Путин.
Тревожный сигнал о появлении сувенирной продукции с портретом гаранта Конституции РФ поступил из Даугавпилса. Там забили тревогу. Мол, зашли на рынок, а там он везде. На каждой чашке, майке, магнитике. Ребенок некоего Яниса растерялся и спросил, не в России ли он. Папа не замедлил написать об этом в Twitter, общественность не замедлила возмутиться. Заодно общественность сообщила, что и в Риге ситуация не лучше. Тоже Путин продается на каждом углу. Мы решили проверить.
Начали с Центрального рынка. Миновав ряды овощей и елок, вышли к палаткам с одеждой. Несколько десятков метров, и утыкаемся в знакомое лицо. На майке. Рядом продавец. Недоверчиво косится на фотоаппарат.
- Здравствуйте! А можно мы майку сфотографируем?
- А зачем это вам? Вы кто?
- Мы - журналисты. Пишем статью про продажу Путина.
- Вообще-то, это не запрещено.
- Так мы же и не обвиняем вас. Никакой политики, честное слово. Просто интересно.
Минут десять уходит на то, чтобы объяснить, что мы не собираемся устраивать межнациональный конфликт.
- Есть спрос?
- Да есть конечно.
- А кто берет?
- В основном туристы. Не россияне, конечно. У них у самих хватает. Немцы берут, норвежцы. Местные тоже покупают.
- А чаще кто?
- Чаще туристы. Но свои тоже есть. Недавно один купил, надел, говорит: пойду латышей пугать. Прямо так и сказал. Ну, дураков во всех нациях хватает.
- А негативной реакции не было?
- Да ну, какой негатив? Были, конечно, те, кто пытался покричать. Но я же и послать могу. Не нравится - проходи мимо.
- Можете его вот тут повесить, чтобы сфотографировать?
- Путина?
- Майку.
- А. Ну давайте повешу. Вы к мясному павильону пройдите. Там выбор побольше.
Фотографируем, идем к мясному павильону. Прямо напротив - стандартный стеклянный кубик. На витрине - Путин, вперемешку с футбольной атрибутикой и гербом латвийской республики.
- Здравствуйте! Мы про майки хотели поговорить. Скажите, кто покупает?
- Да все покупают. Но в основном туристы.
- Откуда?
- Да отовсюду. Не из России, конечно. Европа, в основном. Но бывают и из Америки.
- Даже так?
- Ну а что? Политики дерутся, а туристам все равно. Они покупают.
Других пророссийских сувениров на рынке нет. Ничего личного - просто бизнес. Говорят - не берут. Перемещаемся в старый город.
Традиционная ярмарка на Ливской площади, напротив Театра русской драмы. Пипаркукас, елочные украшения, глиняная посуда, игрушки, матрешки.
- Смотри! Там матрешка Меркель!
- Где?
- Да ну вот.
- Это Гарри Поттер.
- Ой, точно.
- Его еще за Ушакова часто принимают, - подходит продавщица.
Примерно треть прилавка занимают матрешки. Классические, под хохлому, вперемешку с мультяшными персонажами. Рассматриваем всех, наконец, в заднем ряду замечаем политическую элиту: Трамп стоит рядом с Путиным.
- Берут?
- Да не особо. И туристов меньше стало, и интереса меньше. Трампа брали, когда еще было непонятно - станет ли он президентом. Вот тогда была интрига. Расхватывали на ура.
Начинаем разбирать матрешку Путина. Внутри Ельцин, Горбачев, Сталин и маленький Ленин.
- Остальные не поместились?
- Тут уже художник решал. Может, и не надо больше.
Может, и не надо.
- Местные не пытались возмущаться?
- Чем?
- Ну, продажей таких сувениров.
- А с чего бы? Это - сувенир. Это "на поржать", грубо говоря. Если ты настолько принципиально ненавидишь что-то, что у тебя отключается чувство юмора - ок, давай, купи матрешку Путина и растопчи ее прямо здесь. Мне не жалко. Не хочешь покупать - проходи мимо.
Туристов в этом году меньше. То ли погода подкачала, то ли настроение. Продавцы отмечают наплыв французов. Говорят, что у них из-за "желтых жилетов" еще хуже, чем у нас. А к нам на Рождество приехать дешевле. В принципе, это закономерно. Мы уже давно говорили, что Рига - это маленький Париж. А они не верили.