РИГА, 12 дек — Sputnik, Симона Алексеева. Декабрь в столице Австрии – высокий сезон. С первого адвента город наводнен туристами, жаждущими проникнуться правильным настроением на рождественских рынках и повысить культурный IQ на выставках, претендующих на статус главных арт-событий в Европе.
Ко входам в музеи выстраиваются длиннющие очереди, отели полны, рестораны даже не принимают резервации, предлагая попытать счастья без брони. Рождественская Вена бурлит и кипит, сияя новогодними гирляндами.
Брейгель для народа
В этом сезоне в Вене царит особый ажиотаж. До 13 января в Музее истории искусств толпы посетителей штурмуют крупнейшую экспозицию голландского живописца Питера Брейгеля-старшего, приуроченную к 450-летию со дня его смерти.
Знатоки ворчат, что большая часть картин Брейгеля и так "прописана" в Вене на постоянной основе. Но на распиаренную выставку великого голландца, где представлены более 40 графических и живописных работ гения, не попасть. Самые опытные посетители вооружаются билетами, заранее приобретенными в интернете, – за ними закрепляется не только день посещения выставки, но и конкретное время.
Одна из самых ярких гостевых работ – это приехавшая из Антверпена "Безумная Грета". Не менее примечательна "Вавилонская башня" из Роттердама, выставленная в одном зале с хранящейся в Вене "сестрой". Завораживает "Портрет старой женщины" из мюнхенской пинакотеки. Часами можно любоваться брейгелевским циклом "Времена года". В одном из залов представлены и фигурирующие на полотнах мастера XVI века предметы быта – кухонная утварь, одежда, обувь.
Пытаться рассмотреть изобилующие множеством деталей сюжеты работ, перед которыми собралась толпа, – то еще занятие. Администрация музея учла этот момент: фрагменты культовых работ Брейгеля воспроизведены на панно размером со стену.
Да и в венском метро хватает гигантских постеров, позволяющих во всех подробностях изучить настоящий человеческий муравейник на "Вавилонской башне". Так что обрейгелены в итоге оказываются даже те, кто до выставки так и не дошел.
Сказки Андерсона
В другом крыле того же Музея истории искусств до 28 апреля глаз радует выставка "Гроб с мумией землеройки и другие сокровища", кураторами которой выступили американский режиссер Уэс Андерсон ("Семейство Теннебаум", "Поезд на Дарджилинг" и "Гранд-отель "Будапешт") и его супруга - писательница Джуман Малуф.
Кинорежиссеру Уэсу Андерсону с супругой руководство Музея истории искусств выдало карт-бланш, позволив изучить все хранящиеся в запасниках арт-объекты и разразиться выставкой, которую не делал еще никто до них.
Как и в фильмах режиссера, получилось ярко и причудливо: в одном зале собраны только монархи и аристократы, запечатленные в жанре парадного портрета в возрасте до 2-х лет, в другом – только животные. В третьем зале, представляющем из себя выстроенный прямо посреди зала бокс, сконцентрированы экспонаты зеленого цвета, а в другом - преобладает коричневая гамма.
Кураторы лихо преобразовали пространство музея и смешали в своей экспозиции все подряд – от египетских мумий, в том числе и мумии той самой землеройки, о которой говорится в названии выставки, и артефактов древних Рима и Греции до ювелирных украшений и живописи старых мастеров. Получился фактически видеоряд к еще одному кино. Что ж, подрастающее поколение было бы в восторге от такого подхода – предметы старины в красивой обертке.
Белый глинтвейн и безотходная карусель
Прямо перед входом в Музей истории искусств переливается новогодними гирляндами рождественский рынок. У каждого базарчика в Вене – свое назначение.
У Музея истории искусств рыночек для интеллектуалов и ценителей искусства. Тут широко представлены винтажные открытки, блокноты в кожаных переплетах и прочая красота. Ну а одна-другая керамическая кружечка глинтвейна (есть даже белый глинтвейн, а для любителей напитков покрепче есть вариации с водкой или ромом) поможет переварить увиденное на выставках или пережить факт непопадания на Брейгеля.
Самый туристический рождественский рынок расположен на Ратушной площади. Он и декорирован роскошнее других. Здесь можно приобрести стеклянные игрушки в форме императрицы Сисси или безумной птички в сапогах с подзорной трубой (примерно 20 евро за штуку), имбирные пряники с признаниями в любви своим близким и гигантскую сдобу. Голодным и без покупок тут не останется решительно никто!
А на площади Карлсплац – локальный рождественский рыночек для своих. Тут нет типичного ассортимента для туристов – никаких вам сувениров и прочей ерунды. Рыночек гордо носит название "Арт-адвент" и проводится 25 год подряд.
Ремесленники, мастера и художники гордо выставляют тут свою продукцию, которую можно использовать не только в канун зимних праздников. Если в ваших шопинг-планах не только атрибуты рождества, но и дизайнерская керамика, авторский фарфор, вещи из шерсти и прочее – вам сюда.
Между торговыми рядами тут бродит одетый по старинной моде шарманщик, часть киосков работает на благотворительность, а детей катают на рисайклинг-карусели, где вместо привычных лошадок - вышедшие из употребления жестяные ванны. А в качестве тяговой силы для этого символа ответственного отношения к потреблению товаров выступают специально обученные люди на останках былых велосипедов.