РИГА, 23 ноя — Sputnik, Евгений Лешковский. Для участия в проекте "Культурная линия" в Ригу прибыла одна из ведущих российских кинокритиков, автор книг и теоретических работ о важнейшем из искусств — Ирина Павлова.
Многие будущие звезды экрана изучали историю и теорию кино по ее книгам и публикациям. Кроме того, она тот самый человек, который, в частности, отбирает картины для показа на старейшем в России Московском кинофестивале.
Ирина Васильевна в Риге встретилась с ценителями кино. Побеседовала она и со Sputnik Латвия.
Не запрещайте плохие фильмы
— Сейчас в Латвии, да и вообще в Европе или США, стоит в России запретить какой-то фильм ну или хотя бы услышать его критику со стороны представителей власти, сразу же кричат о "цензуре", "тоталитарном режиме Путина" и тому подобное. Я, например, посмотрел одну из таких вот подцензурных лент — "Смерть Сталина". С трудом выдержал полчаса...
— Не надо было эту дрянь запрещать. Пустили бы тихо в прокат, ее там без столь громкой рекламы посмотрели бы три человека. Она бы провалилась за неделю — и все. А так этот совершенно мерзкий фильм посмотрело в интернете довольно много людей. А узнали они о нем именно после скандала, раздутого отдельными представителями власти.
Точно так же, кстати, было бы и уже с российским продуктом - фильмом "Матильда". Алексей Учитель должен поставить Наталье Поклонской не памятник, а столько шампанского, чтобы она ни дня не просыхала до конца жизни. Ведь как раз благодаря ей эту откровенно слабую картину вообще ходили смотреть, и какие-то деньги в прокате она все же собрала. А не сделала бы Поклонская рекламу "Матильде", так картина, как и "Смерть Сталина", провалилась бы в прокате тут же.
Что же касается криков на вашем Западе, которых очень волнует вопрос "цензуры" в России, так лучше бы на себя посмотрели. У нас-то скандалы случаются, когда речь идет об откровенно некачественном продукте во всех отношениях, а в Европе и США вдруг напали на совершенно невинный и забавный мультик "Маша и Медведь".
Вообще кто-то очень правильно сказал, что, если даже в этом мультике европейцы и американцы увидели "путинскую пропаганду", значит, Россия уже победила.
Хорошее российское кино игнорируют
— Не замечаете некую странность: в Латвии, да и вообще в Прибалтике, крайне редко показывают действительно качественное российское кино. Разве что изредка перепадает на каких-то небольших фестивалях. Почему?
— Так, чего вы хотите. Если слуга, повизгивая, слушается хозяина, а тот самый хозяин громко говорит, что все российское надо повсеместно запрещать, там везде пропаганда, да и вообще в мире идет гибридная война. США сказали — Латвия взяла под козырек. А у прибалтов еще и собственные, понимаешь, счеты с "этой Россией".
Вот вам итог: назло бабушке уши отморожу. Много действительно качественных фильмов ваши прокатчики просто не закупают — и замечать не хотят. Если и закупают что-то, тогда это, по сути, продукт в голливудском стиле — чтобы не обременять мозг, а заодно показывать, что российское кино видите какое, что же тут поделать. Хорошее российское кино на Западе не берут в большой прокат специально.
Хотя я не буду скрывать своего мнения по поводу современного массового российского кино. Прежде чем ругать все голливудское, поучились бы у советского. Сейчас, бесспорно, в России выходят сильные фильмы, но, увы, их слишком мало, и советское кино в этом отношении намного сильней.
Где борются демоны и говорит гений
— О ком стоит снимать фильмы?
— Сейчас, например, очень популярно историческое кино. Хорошо хотя бы дошли до фигуры Бориса Годунова. Я, кстати, еще не успела посмотреть новый сериал, продолжение которого по телевизору будет в следующем году, но поверю таланту актера Безрукова. Хотя, может, и не ограничится все только этим фильмом.
Так и других личностей немало. Например, очень интересная и драматичная фигура Петра III. Да, он был алкоголиком и издал идиотский закон "о ношении круглых шляп". Но! Наряду с этим он принимал законы "о народовластии", "о земском праве", "о равенстве сословий", что, кстати, после его смерти сразу было забыто по известным историческим причинам. Но покажите мне вот эту личность, в которой и демоны борются, и гений говорит.
Пока еще совершенно нераскрыты в кино образы Евпатия Коловрата или князя Владимира. Забудем то, что наснимали, — "Легенду о Коловрате" и "Викинга".
Я жду, когда об этих героях снимут настоящее кино, чтобы была видна именно личность, причем всесторонне. Жду сильных сценаристов, которые смогли бы сделать качественную работу, а режиссеры экранизировали бы все.
Другая историческая личность — княгиня Ольга. Ведь какая женщина! И какая, между прочим, правительница была. Очень непростой характер у человека, противоречивые поступки, тяжелейшая судьба. Словом то, что как раз и надо для большого кино, настоящего. Если бы нашлись достойный сценарист, режиссерская и продюсерская команда, то какое замечательно кино можно было бы снять.
Тоталитаризм переехал на Запад
— Какие сейчас тенденции в мировом кино?
— Как ни странно, но пророчество было сделано в "Матрице", и теперь уверенно продолжается линия разочарования в человечестве. Посмотрите самые масштабные и кассовые западные фильмы. Там же в каждом третьем дорогом фильме люди — это даже не функции, а вообще что-то лишнее.
А другая тенденция западной кинематографической индустрии в самом широком смысле еще более настораживает. Те же США теперь упорно ругают Россию: вот она, наследница тоталитарного СССР! Но как раз в западном киномире теперь все самое жесткое, что когда-то было в нашем Советском Союзе, откуда старались бежать.
В тех же Штатах теперь шаг вправо, шаг влево — расстрел. Попробуй скажи что-то неполиткорректное — уволят тут же и бетонным забором закроют дорогу в светлое завтра. Там сейчас живут под жесточайшим идеологическим прессом.
Причем такого пресса не было даже в СССР. Конечно, там хватало перекосов, но не таких, как теперь в Штатах. Там к тому же все еще усугубляется, скажем так, либеральными ценностями. И не дай бог, какой-то режиссер усомнится в том, ценности ли это.
— Это когда премию "Оскар" получает картина "Лунный свет"?
— И подобного теперь полным-полно в западном кино: где-то явно показано, как говорится, в лоб, а в других фильмах как бы ненавязчиво, но однозначно.
Голливуд не терпит инакомыслия
— В Голливуде вообще выпалывается любое инакомыслие в контексте того, что правят миром либералы: когда меньшинство диктует большинству. Слава богу, в российском кино пока нет таких вот либеральных проникновений. Хотя все равно разные отклонения становятся все более модными у молодых режиссеров, вроде "Зоологии" Ивана Твердовского.
А еще, что мне сильно не нравится в наших режиссерах: они считают свой фильм успешным только тогда, когда его оценили на Западе. Почему? Что за глупости!
Карен Шахназаров как-то сказал о своем успехе на Западе: мой фильм посмотрела небольшая группа элиты, признали его успешным, зато в России другие мои фильмы видели миллионы.
И тогда, какую картину ему считать успешной? Как он сам говорит, ту, что оценил многомиллионный зритель, поскольку для него снимает, а не для горстки высоколобых "ценителей с Запада". И где у автора скорее будет чувство реализованности как мастера — здесь или на Западе?
К тому же на Западе почти всегда любили не те наши фильмы, которые несут созидательную идею или позитивное что-то, но подавай им кино вроде "Левиафана" Андрея Звягинцева.
Этот фильм, разумеется, крайне тенденциозен и показывает именно те стороны российской жизни, которые так радуют глаз западного зрителя. При этом как критик вам скажу, картина откровенно слаба в главном — в логике происходящего на экране. Впрочем, как раз последнее той самой западной элите в российском кино совершенно не важно.