РИГА, 30 окт — Sputnik. Главный городской дизайнер нидерландского города Эйндховен Кейс Донкерс рассказал о своем видении Риги и перспективах столицы на сайте Рижской думы.
Когда в 90-х годах в Эйндховене были закрыты заводы Philips, город потерял много средств и рабочих мест, оставшись при этом с огромными опустевшими зданиями. Первым шагом к решению этой проблемы стали общественные дискуссии, где жители и политики вместе обсуждали будущее города и пригодность зданий для дальнейшего использования.
"Тогда нам удалось доказать, что, если не сносить постройки, а оставить их и попробовать переделать, удастся сохранить индивидуальность города и, можно сказать, создать его версию 2.0. Мы не старались защитить здание, как памятник, а свободно переделывали его, добавляли новые постройки. Именно это стало ключевым моментом для будущего города — мы продемонстрировали, что можно и нужно использовать прекрасные "старые, уродливые серые здания", — рассказывает Донкерс.
На фото — квартал Strijp-S: закрытые заводы Philips, превращенные в жилые комплексы и культурные пространства.
У Риги также есть наследие, с которым хочется что-то сделать, — это многочисленные панельные дома, построенные в социалистическую эпоху. Донкерс считает, что перемены должны начаться хотя бы с одного дома или одного района, поэтому стоит спросить горожан, какими они их видят. Именно так в итоге можно будет продемонстрировать последующим поколениям ценность старых домов в новое время.
Также он предлагает не бояться контрастов: старинные здания могут отлично сосуществовать с современными. Один из способов этого добиться — позаимствовать архитектурные элементы прошлых веков и интегрировать их в современные постройки, но не копировать их, а переводить на новый, современный язык.
Раньше Эйндховен был известен как "город для машин" — очень много места было отведено именно для личного транспорта. Сейчас он известен как город велосипедов в стране велосипедов. Это произошло в том числе благодаря трем выделенным полосам для автобусов и велодорожкам. Сейчас в городе много места для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта, но меньше – для личных автомобилей. Город в первую очередь для людей, а значит, в нем должно легко дышаться.
"Городские каналы и вода — важный ресурс города. Думаю, если в Риге удастся создать больше мест для отдыха на берегу каналов, это пойдет городу на благо. Люди любят гулять у воды, так что создание мест для развлечений, отдыха и мероприятий у воды значительно оживит столицу. Вода в городе в первую очередь должна приносить удовольствие людям", — говорит Донкерс.