Плата за "оккупацию": политический пиар на миллиард

Очередное требование компенсаций, выдвинутое эстонским Минюстом к России, - это просто политические игры, которые не могут принести ничего, кроме новых конфликтов между двумя странами
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В вопросе требования компенсации за проведенное в составе СССР время в отличие от соседних Латвии и Литвы Эстония до сих пор придерживалась довольно прагматичной линии, считая это занятие малоперспективным, пишет Борис Григорьев на Sputnik Эстония.

Однако в преддверии очередных выборов Министерство юстиции во главе с членом партии "Отечество" Урмасом Рейнсалу вдруг "выставило" современной России счет на 1,2 млрд евро.

Нет, конечно, в реальность получения компенсации, думаю, не верит даже сам "пламенный борец" с коммунизмом и Россией министр Рейнсалу. Однако в условиях эстонской политики лишний раз разыграть антироссийскую карту — обычное дело, которое до сих пор приносило неплохие дивиденды в виде голосов национально ушибленных избирателей.

Много или мало?

Имеет ли в данном случае значение сумма требуемой компенсации? Литва и Латвия, вероятно, считали, что имеет, а потому выдвигали совершенно астрономические цифры, которые ничего, кроме сочувственной улыбки (что взять с неразумных), со стороны как России, так и западных союзников, не вызывали.

Национальный вид спорта: как латыши подсчитывали "ущерб от оккупации"

Эстонский Минюст поступил хитрее, насчитав, в принципе, вполне подъемную для России сумму, которую при желании можно было бы найти сразу. Однако в том-то и заключается умысел, что согласие России хоть на какой-то прецедент в данной сфере немедленно приведет к следующим требованиям, притом не только имущественным.

В принципе, если бы подобными "дотациями" бывшим "коллегам" по СССР можно было добиться снятия проблем в отношениях, то Россия, вероятно, даже пошла бы навстречу. Конечно, это была бы не компенсация за "страдания", а, скорее, помощь потенциальному союзнику (вроде нынешних дотаций со стороны ЕС).

Но в том-то и дело, что "страдать" выгоднее, так как в этом случае компенсации можно требовать бесконечно.

Сначала за экологию, затем за культуру (видимо, многотысячные тиражи книг эстонских писателей и созданные в советское время шедевры эстонской киноклассики были самым вредным поступком тогдашней власти). А затем Рейнсалу и компания потребуют выселить из страны всех неэстонцев. Список "мечтаний" можно продолжить.

А не вспомнить ли Ленина?

Мечтать, конечно, не вредно. Впрочем, и в России уже высказывались идеи о возможности выдвижения ответных требований к Эстонии, и даже не за построенные на ее территории в советское время заводы и инфраструктуру.

"Инструкция по оккупации": как изучали КГБ ЛССР и что пошло не так

А, например, за признание незаконного большевистского правительства Ленина (как известно, Эстония была первым в мире государством, признавшим Советскую Россию) и причиненный этим последующий ущерб или за пакт Сельтера-Риббентропа, фактически отменивший нейтральный статус Эстонии и подтолкнувший СССР к заключению столь "любимого" прибалтийскими политиками и историками пакта Молотова-Риббентропа, который был подписан уже после эстонско-германского соглашения.

Понятно, что требование компенсаций — это просто политические игры, которые не могут принести ничего, кроме новых конфликтов между двумя странами.

Изменить ситуацию может лишь приход к власти в Эстонии новых политических сил, настроенных на конструктивный диалог с Россией. Резкое падение рейтинга родной партии Рейнсалу в этом смысле внушает робкий оптимизм.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.