РИГА, 16 окт — Sputnik, Юлия Грант. В Евросоюзе началось обсуждение проекта бюджета на 2021-2027 годы, поданного Еврокомиссией. Конференция на высшем уровне под названием EU budget for the future – the road ahead ("Бюджет ЕС на будущее – путь вперед") открылась 12 октября и собрала 700 участников из всех стран - членов ЕС.
Началась конференция с отрезвляющего тезиса еврокомиссара по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтера Эттингера.
"Надо признать: лучшие годы ЕС остались позади. Мы сделали много хорошего, но сейчас в экономике переломный момент. Облака сгущаются, мы должны двигаться к трудным временам", - сказал Эттингер.
"Американский центральный банк подвергся критике президента, и теперь учетные ставки в США намного выше, чем в прошлом. Глобальная среда требует новой работы от нас, чтобы обеспечить стабильность. У нас современный бюджет, новые и ясные правила для того, чтобы сделать экономику ЕС более конкурентоспособной. Этот бюджет требует солидарности от ЕС, от более богатых и менее богатых стран. Устойчивость – вот что нам надо, и бюджет дает для этого инструменты", - уверяет Эттингер.
На эпохальный форум пресс-служба еврокомиссара собрала и журналистов, чтобы донести до читающей публики месседжи будущего.
Первый. Бюджет Евросоюза вовсе не так велик. Каждый из 500 миллионов жителей самого крупного рынка западного мира вносит в него ежедневно эквивалент стоимости одной чашки кофе. Взнос стран-участниц составлял 1,17% от годового ВВП и 20% от собираемых таможенных пошлин, а в следующий период планирования эти сборы уменьшатся до 1,13% и 10%. Но появятся новые статьи доходов.
Второй. Надо избавиться от нарратива "получать из бюджета больше, платить в бюджет меньше", а сфокусироваться на общих ценностях и выгодах. Особенно в преддверии выборов в Европарламент 2019 года, которые приведут в Брюссель "неонацистов, популистов и евроскептиков" (так предполагает Эттингер на основе уже прошедших выборов в национальные парламенты).
Третий. Закон строг, но это закон. Евросоюз будет усиливать защиту бюджета от финансовых рисков и неукоснительно требовать дисциплины от стран-участниц. Если те нарушат правила (Rule of Law), это повлечет последствия в вопросе предоставления фондов, однако не снимет обязательств страны-нарушителя перед получателями средств. Таким образом, уклонисты будут наказаны дважды: и деньги из Брюсселя им перекроют, и заплатить по проектам им придется из своей казны.
Мягко стелют, жестко спать
Атмосфера октябрьской конференции в Брюсселе была по-европейски жизнеутверждающей: то один, то другой оратор призывали собравшихся ценить преимущества ЕС – свободу, демократию, защиту прав угнетенных.
Сами угнетенные были представлены болгаркой Эвой Мейделл. Президент European Movement International убеждала в необходимости "решительных и мудрых шагов" и взывала к появлению "цифровых лидеров, которые понимают современный быстро меняющийся мир". "Мы живем во время, когда европейский проект подвергается атакам как снаружи, так и изнутри. Ни одно государство не может противостоять терроризму в одиночку, поддерживать рынок", - напомнила Эва.
О чем она умолчала – так о том, что за борьбу с терроризмом и общий рынок надо платить, причем очередь дошла до тех самых бедняков, которые на уровне правительств уже с 2004 года "продают" населению преимущества ЕС. Сами правительства 15 лет наслаждаются гешефтами от еврофондов, воспринимаемых как нескончаемая халява.
В 2021 году все изменится и уже начало меняться. В Генеральном директорате бюджета начал действовать отдел "разрядки" (discharge), а по-простому - по возврату денег. Его аудиторы тщательно анализируют исполнение европейских программ и, заметив нарушения, требуют вернуть уже выплаченные средства. Эта работа приносит плоды: финансы стали более прозрачными, а критерии предоставления средств – измеримыми.
Понятно, что национальные бюрократы всегда придумают способ нарисовать благоприятную статистику, как это произошло в Латвии с программой молодежной занятости, где более 90% денег было истрачено на "мягкие" опции вроде консультаций, а не на самые эффективные - практику или субсидируемые рабочие места. Однако теперь Еврокомиссия провозглашает: если раньше управление структурными фондами передавалось странам-участницам, то теперь контроль будет параллельным.
"Мы следим, чтобы деньги не выбрасывали на ветер, - заявляют в отделе по возврату. - Стараемся ввести индикаторы эффективности программ, и это трудно, потому что на национальном уровне таких процедур нет. Но если раньше мы строили мост из ниоткуда в никуда и главное было – соблюсти правила, то теперь мы стараемся построить мост откуда-то куда-то так, чтобы это принесло пользу и могло отвечать каким-то конкретным критериям, хотя бы и субъективным".
Безоружные перед кризисом
Брюссель был вынужден проснуться, поскольку признаки надвигающегося кризиса налицо, а козырей на руках не осталось. Реалист Эттингер публично объяснил феномен экономического "роста" ЕС в последние 8 лет: его финансировал Европейский центробанк, державший низкие процентные ставки. Практически бесплатный кредит и позволял еврохозяйству держаться на плаву, да еще Россия и ОПЕК помогли с дешевой нефтью.
В то время как США свою учетную ставку подняли и при новом кризисе смогут ее снизить, дав импульс производству и торговле, Евросоюзу отступать некуда. Он уже 6 лет вообще живет с отрицательными ставками: за то, что деньги просто лежат на счету, их владелец платит банку.
В этих условиях Еврокомиссия решила сделать ставку на сильных. Для этого изменена система сбора доходов ЕС. Как уже сказано, взносы стран-участниц в бюджет сократятся на 3 процентных пункта.
Таким образом, в 2021-2025 годах доноры союза сэкономят:
Германия – 8,4 миллиарда евро,
Нидерланды – 3,8 миллиарда,
Швеция – 1,7 миллиарда,
Дания - 354 миллиона,
Австрия - 342,8 миллиона.
Это сформирует в богатых странах антикризисный резерв и немножко утешит бунтующих после Brexit. Кстати, Великобритании тоже не удастся выйти сухой из воды: за доступ к общему рынку ЕС ей придется платить. Может, не 12 миллиардов в год, как было ранее, но какая-то круглая сумма все равно набежит.
Кто восполнит убытки
Итак, денег в Евросоюзе станет меньше. Особенно - у стран Восточной Европы, привыкших к субсидиям из структурных фондов и получавших на каждый вложенный в общий бюджет евро четыре или пять. Более того, именно им адресованы и некоторые новые сборы для общеевропейского бюджета.
Например, сбор за непереработанный пластик – до евро за килограмм. В данный момент континент генерирует 25 миллионов тонн пластикового мусора, из которого только 30% собирается для переработки. Поставлена цель довести долю переработки до 50-55% за счет "налога на пакеты". Например, Дания ввела таковой в 1994 году и сократила потребление пакетиков с 800 до 400 миллионов. Аналогичные меры предприняли Ирландия, Финляндия, Люксембург, Нидерланды и Германия. Со всех прочих Еврокомиссия планирует собирать от 4 до 8 миллиардов в год.
Так что недавний скачок цен за вывоз мусора в Латвии – это только цветочки. Тем более что и системы возврата депозитной пластиковой тары у нас нет, в отличие от Эстонии и Литвы. Производители уверяли, что это невыгодно, раз страна уже вложилась в мусороперерабатывающие заводы.
Брюссель думает по-другому.
Бедным странам также придется делиться доходами с торговли квотами на эмиссию СО2, до сих пор обеспечивавшими верную копейку там, где усилиями ЕС были закрыты многие производства. Так, 40% выделенных квот странам-участниц оставят "бесплатно", а с доходов от остального надо будет платить. Должно набраться от 1,2 до 3 миллиардов в год.
В новый период планирования также будут введены новые взносы с налога на прибыль предприятий. Механизм его взимания в странах, где авансовые платежи налога отменены (Латвия присоединилась к их числу с 1 января 2018 года), пока неясен. Однако названная ставка существенна – до 6% от сборов в каждой стране.
В то же время доля таможенных платежей, отчисляемых в общий бюджет, снизится с 20% до 10%, увеличив конкурентоспособность европейских портов, утешают в Брюсселе.