В Совете Европы раскритиковали языковую политику Латвии и ее Конституцию

В Совете Европы латвийские власти призвали развивать интеграцию как двусторонний процесс, только курсами латышского языка сплоченного общества не построить
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 15 окт — Sputnik. Консультативный комитет Совета Европы Рамочной конвенции по защите нацменьшинств призывает латвийские власти усилить работу по интеграции нацменьшинств и обеспечить участие их представителей в общественной жизни, указав на ряд конкретных примеров, которые противоречат этим целям.

Сегодня, 15 октября, комитет опубликовал на сайте Совета Европы доклад о положении нацменьшинств в Латвии и рекомендации по выполнению положений конвенции.

Комитет отметил прогресс, достигнутый Латвией с 2013 года в вопросе сокращения количества неграждан, обеспечения возможности для представителей нацменьшинств изучать государственный язык, также среди позитивных моментов – существование СМИ на языках нацменьшинств и богатство культурного выбора.

Слово ООН для Латвии не закон

Однако комитет отмечает, что процесс интеграции общества осложняется тем, что этнические латыши не доверяют национальным меньшинствам и чувствуют себя находящимися под угрозой. Стремление латышского большинства к этнической обособленности не отвечает задачам построения интегрированного общества, где ценится и уважается многообразие, говорится в документе.

Профильный комитет СЕ указывает, что подобная разделенность латвийского общества по этническому принципу фактически закреплена в преамбуле Конституции.

"Разделение этнической "латышской нации" и гражданской общности "народ Латвии", внесенное в преамбулу Сатверсме, становится все более заметным в публичном дискурсе, это осложняет создание сплоченного, основанного на гражданской идентичности общества, и укрепляет чувство изоляции у групп национальных меньшинств, что способствует скорее укреплению этнических иерархий, чем социальной сплоченности", - говорится в документе.

Также комитет отметил, что ряд инициатив, направленных на продвижение латышского языка в образовании, медиа и государственном секторе, ограничивает права представителей нацменьшинств изучать и говорить на своем родном языке. Такие меры, по мнению профильного комитета Совета Европы, усиливают чувство изоляции у представителей нацменьшинств и затрудняют процесс интеграции в общество.

Русских услышали: комитет ООН рекомендует Латвии пересмотреть реформу школ

"Власти не жалеют усилий, чтобы обеспечить доминирование латышского языка во всех сферах общественной жизни. Все более жесткие требования к знанию языка устанавливаются практически ко всем профессиям, что отрицательно сказывается на возможности людей, для которых латышский не является родным, в частности для представителей нацменьшинств, занять многие позиции в государственном секторе.

Латышский язык — единственный, который разрешено использовать при взаимодействии с органами административного управления, в топонимике, надписях, а также в удостоверяющих личность документах. Требования к знанию латышского языка применялись для аннулирования мандатов депутатов самоуправлений. Кроме того, члены советов негосударственных организаций (НГО) обязаны знать латышский язык на уровне родного.

В Латвии продолжают действовать множество школ, предлагающих обучение на языках нацменьшинств, и количество детей, которые обучаются по таким программам, остается стабильным все последнее десятилетие и составляет около 25% от общего числа. Школы, где обучение ведется на менее широко представленных языках меньшинств, например, на белорусском, эстонском, польском, литовском или украинском, получают большие субсидии, поскольку их содержание обходится дороже.

Несмотря на эти положительные шаги, предпринимаются меры по увеличению доли латышского языка в учебном процессе в школах, где в качестве языка обучения используется один из языков меньшинств. Все школьники, включая тех, кто учился по программам на языках нацменьшинств, обязаны сдавать централизованные экзамены по многим предметам на латышском языке. Особое беспокойство вызывают планы по сокращению объема обучения на родном языке в 7-9-х классах до 20% в неделю, а в 10-12-х классах – оставить преподавание на родном языке только предметов, связанных с языком и культурой.

Условия о "лояльности" педагогов и директоров школ, предложенные в 2015 году и внесенные в закон об образовании в 2016 году создают климат подозрительности и опасений, что не способствует появлению доверия между различными группами общества", - говорится в документе.

Отдельно упоминается положение цыган в Латвии. В документе комитета говорится, что ромы (цыгане) продолжают сталкиваться со значительными трудностями и дискриминацией, особенно это касается поиска жилья, работы, получения медицинской помощи и образования, что еще сильнее укрепляет существующую дискриминацию и неравенство.

Учитывая все вышеперечисленное, комитет дает латвийским властям ряд рекомендаций, направленных на исправление ситуации.

По мнению комитета Совета Европы Рамочной конвенции по защите нацменьшинств, латвийские власти должны принять срочные меры, в том числе развивать интеграцию в обществе как двусторонний процесс и способствовать межкультурным контактам, а не только продвигать освоение латышского языка.

РФ попросит СЕ и ООН оценить запрет высшего образования в Латвии на русском

Также латвийским властям рекомендовано поощрять участие представителей нацменьшинств в общественной жизни и управлении и заново оценить, являются ли установленные требования к уровню знанию латышского языка, которыми регулируется наем в государственном секторе, необходимыми и соразмерными; обеспечить, чтобы стандарты владения языком, регулирующие доступ к выборным должностям, не создавали излишних препятствий.

Комитет настаивает, что в Латвии необходимо обеспечить доступность образования на языках нацменьшинств в соответствии с существующими потребностями, также латвийским властям необходимо консультироваться с представителями нацменьшинств, включая родителей.

Что касается положения цыган, латвийским властям рекомендовано обеспечить им равные возможности доступа к качественному образованию всех уровней, а также принять меры по предотвращению неоправданного направления детей-ромов в специальные школы.