Разделяй и властвуй — этот древний политический принцип до сих пор в действии. Он как нельзя лучше работает в отношении русскоязычных жителей стран Балтии, которые после развала СССР на балтийских берегах стали нацменьшинствами, пишет обозреватель Sputnik Литва Александр Липовец.
Прошедшие в Латвии парламентские выборы еще раз показали, что русские в Балтии представляют угрозу правящей национальной элите, только когда выступают вместе. И чтобы этого не случилось, все 27 лет новейшей истории русских стравливают друг с другом.
Нил Ушаков и партия "Согласие" ищут точки соприкосновения и пути к диалогу с местными элитами. А Русский союз Латвии, во главе которого встали Андрей Мамыкин и Татьяна Жданок, занял непримиримую позицию по вопросу права нацменьшинств на получение образования на родном языке. Примечательно, что ни тех, ни других местные националисты на дух не переносят.
Вот и сейчас "Согласие", победив на парламентских выборах, снова может остаться в оппозиции. Им не хватает совсем немного мандатов Сейма, чтобы сформировать коалицию вместе с партиями центристского блока. А если бы к 20 процентам голосов, отданных за "Согласие", прибавились четыре процента Русского союза Латвии, то эту силу уже не смогли бы игнорировать остальные партии при формировании правительства.
Что мешает русским Латвии объединиться? Вопрос риторический.
В Литве ситуация похожая. Две партии делят между собой русскоязычный электорат — "Русский альянс" (РА) и "Союз русских Литвы" (СРЛ). Первые уже более десяти лет выступают вместе с "Избирательной акцией поляков Литвы — Союзом христианских семей" (ИАПЛ-СХС), а вторые — на стороне Партии труда (ПТ), которой руководит русский по происхождению европарламентарий Виктор Успасских.
С Партией труда в Сейм прошлого созыва вошли два представителя СРЛ — Сергей и Лариса Дмитриевы. А с ИАПЛ-СХС депутатом Сейма стала Ирина Розова. Ни Дмитриевы, ни Розова чем-то особым в отстаивании прав русскоязычного меньшинства за четыре года полномочий Сейма не отличились. Их голосов не было слышно ни при проталкивании консерваторами бульдозерной реформы против школ нацменьшинств, ни при проведении антироссийской политики литовскими властями. Ну и правда, что могут сделать два-три депутата из 141 члена Сейма?
Весной 2019 года, во время выборов в местные органы власти и Европарламент, ситуация повторится. Все политические партии будут привлекать на свою сторону нацменьшинства Литвы, которые составляют 17 процентов избирателей.
Самую большую угрозу для местных политэлит представляет политическое содружество поляков и русских — ИАПЛ-СХС и РА. Уже второй раз подряд блок этих двух партий преодолевает пятипроцентный рубеж и формирует в Сейме собственную фракцию. Внести раскол в это объединение пытаются не только местные национал-патриоты, но и Варшава, которой не нравится само упоминание русских рядом с поляками. К разрыву этой связи призывала не только посол Польши в Литве Урсула Дорошевска, но и польский президент Анджей Дуда во время своего последнего визита в Вильнюс.
Удастся ли руководству ИАПЛ-СХС устоять перед давлением Варшавы? Вопрос открытый. Без голосов русскоязычных избирателей полякам будет сложно сохранить позиции в столичном самоуправлении, а лидеру ИАПЛ-СХС Вальдемару Томашевскому — мандат европарламентария.
Перспективы же Союза русских Литвы еще более призрачны. Партия труда, у руля которой снова встал Виктор Успасских, на прошлых парламентских выборах даже не преодолела пятипроцентный барьер. Нет представителей этой партии сегодня и в горсовете Вильнюса. Вряд ли Партия труда после всех скандалов вокруг нее сможет снова возродиться.
По статистике, в Литве проживает около пяти процентов русских и шести процентов поляков. Потенциально и поляки, и русские могли бы иметь в Сейме Литвы по несколько своих депутатов. Но принцип "разделяй и властвуй" оказывается более действенным, чем "вместе мы — сила".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.