РИГА, 5 окт — Sputnik. Литовское правительство утвердило изменения в законе о природном газе, которые позволят установить принципы формирования регионального рынка газа и его функционирования. Другие страны региона не в восторге от перспективы переплачивать за СПГ, который Литва проталкивает по политическим мотивам, заявил эксперт в области энергетики Станислав Митрохович, передает Baltnews.lt.
Правительство Литвы 3 октября утвердило подготовленные министерством энергетики изменения в законе о природном газе. "Законопроектом предлагается, во-первых, установить принципы формирования регионального рынка газа и юридические основания для этого. И, во-вторых, перенести положения законодательства ЕС, которыми защищаются уязвимые группы потребителей газа, а небытовым потребителям предоставляется больше гибкости в плане накопления запасов", — сказал на заседании правительства министр энергетики Жигимантас Вайчюнас.
По словам министра, создание регионального газового рынка станет первым таким случаем интеграции национальных газовых рынков в Европе и позволит сократить затраты на транспортировку топлива. "Упрощенные правила межгосударственных поставок газа создадут более привлекательные условия для новых поставщиков газа, а это позволит потребителям приобретать газ по конкурентной цене", — сказал Вайчюнас.
Ведущий эксперт фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрохович, комментируя планы по созданию регионального рынка газа, охарактеризовал их как сугубо политические.
"По политическим мотивам литовцы хотели снизить зависимость от российского газа. Стали использовать сжиженный газ, который приходит на терминал в Клайпеде, на плавучее судно Independence. Они даже приняли уникальное законодательство, которое обязывает внутренних потребителей покупать газ именно с этого терминала в определенных объемах. Поскольку это дорого, многие литовские компании этим очень недовольны, поскольку их заставляют покупать дорогой газ и терять конкурентоспособность", — пояснил эксперт.
Именно поэтому Литва, по словам Митроховича, решила попытаться поставлять этот газ своим соседям – тогда, по крайней мере, можно будет загружать терминал, выполнять контракты и нанести меньше экономического ущерба, который возникает из-за дороговизны сжиженного газа. "За этой целью и следует попытка создать региональный рынок газа", – объяснил эксперт.
По его словам, для реализации планов Литвы необходимо построить интерконнекторы, которые соединят регионы. По мнению Митроховича, Вильнюс хотел бы, чтобы это осуществлялось за счет финансирования Евросоюза, поскольку "своих денег жалко". Затем, отметил эксперт, необходимо сделать так, чтобы соседние страны согласились этот газ у Литвы покупать, в противном случае интерконнекторы будут простаивать, как практически недозагружены и все терминалы СПГ.
"Другие республики Прибалтики тоже не в восторге от перспективы переплаты за голубое топливо, а Литва занимает самую жесткую позицию в отношении российского газа, а в Латвии и Эстонии с этим делом попроще", – сказал Митрохович.
По его мнению, не нужен литовский СПГ и Финляндии, у которой с Россией конструктивные экономические отношения и 100% газа она получает именно оттуда.
"С Финляндией сейчас у нас самые лучшие взаимоотношения, чем с кем бы то ни было из европейских стран. Поэтому представить, что Финляндия будет закупать какие-то большие объемы газа у Литвы, сложно. Возможно, ради какой-то демонстрации европейской солидарности Финляндия и будет закупать небольшие объемы, но она закупает крупные объемы у России – сейчас, повторюсь, это 100% объема", — подчеркнул Митрохович.
По его мнению, никаких стимулов для перехода с российского газа на более дорогой СПГ у Финляндии нет, в том числе политический фактор здесь не играет такой роли.
"Нет никаких для этого стимулов в отличие от других стран, которые соседствуют с Россией и говорят о зависимости от Москвы, о том, что она опасна. Финны таких вещей вообще не произносили. Между странами есть политическое доверие, в том числе и на фоне проектов в сфере атомной энергетики", – заключил эксперт.
Литовская "Независимость"
Литва — единственная из стран Балтии, которая напрямую закупает СПГ, поскольку обладает плавучим терминалом Independence ("Независимость"), аренда которого обходится государству в 60 миллионов евро в год. Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось, поэтому все финансовое бремя содержания и обслуживания терминала лежит на Литве.
Все потребители газа в 2017 году заплатили около 88,5 миллиона евро налога на содержание терминала.
Литва ищет способы сокращения расходов на содержание терминала СПГ на фоне сокращения потребления газа в стране и роста груза по содержанию терминала, особенно это касается крупнейших потребителей, таких, например, как завод удобрений Achema и производитель электроэнергии Lietuvos energijos gamyba.
С целью минимизации затрат на содержание терминала Литва, например, продает часть объемов СПГ не литовским или латвийским потребителям, а Великобритании, пользуясь скачками цен на рынке.
Литва не раскрывает цены, по которым покупает СПГ, однако недавно у компании Litgas образовался излишек СПГ, который она продала с аукциона. Оператор газовой биржи GET Baltic сообщил, что цена составила около 280 долларов за тысячу кубометров.
"Газпром" в 2017 году оценил среднюю стоимость поставок газа в Балтию на уровне в 162 доллара за тысячу кубометров. Стоимость в 2018 году не называлась, однако в среднем для поставок в дальнее зарубежье цена топлива "Газпрома" выросла на 15%. Если предположить, что и для поставок в страны ближнего зарубежья цена увеличилась пропорционально, это означает, что стоимость за тысячу кубометров в первом полугодии 2018 года для Балтии составила около 185 долларов. Это на 34% дешевле, чем стоимость перепроданного на бирже литовского СПГ.