РИГА, 29 сен — Sputnik, Алексей Стетюха. Уже который год подряд по всей стране одна ночь отдается во власть ученых, которые готовы делиться с населением информацией о том, что же на самом деле происходит за стенами научных лабораторий, как эти самые лаборатории выглядят, и существуют ли они на самом деле. Как оказалось — существуют, функционируют, развиваются и вызывают оживленный интерес у жителей.
Изначально мы планировали объехать несколько объектов. Первым был выбран новый корпус Латвийского Университета Dabas Māja. Там и остались. Семь этажей, каждый из которых посвящен определенному научному направлению. Медицина, химия, биология, геология. И везде — куча экспозиций. И у каждой — тьма заинтересованных посетителей. К некоторым пришлось стоять в очереди, к некоторым просто было не протолкнуться.
"Ко мне постучался косматый геолог"
На самом деле, постучались мы к нему. Самый первый этаж, просторный зал. У одной из стен — стол, на котором стоит дрон и 3D-принтер, усердно вырисовывающий объемные кляксы. Возле него — в меру косматый геолог.
- А что здесь происходит?
- Этот зал посвящен полярным исследованиям. В этом году уже была шестая полярная экспедиция, в которой участвовали наши геологи. И этим летом была первая экспедиция в Антарктиду. Наши ученые ездили к украинским коллегам, на станцию, которая находится на Аргентинских островах. Там проводились исследования: с помощью дронов и георадара. Цель — понять рельеф, который находится подо льдом.
- Получается, что профессия геолог в Латвии сегодня не атавизм?
- Я вообще не считаю, что это атавизм. Проблема в том, что общество вообще мало понимает, что такое геолог. Все думают, что мы берем лопату и идем куда-то что-то копать. Я честно скажу: за все время, что я здесь, я лопату брал в руки два раза. Исследования проходят совсем на другом уровне. Мы постоянно вводим все больше новых технологий, чтобы успеть за зарубежными коллегами. И нам это удается.
- А как же "косматый геолог"? Рюкзаки, борода, свитер с высоким воротом?
- Сейчас все больше из того, что мы раньше трогали руками, рассматривали и пробовали на вкус, мы доверяем компьютерам, у которых гораздо больше возможностей.
- Как вы вообще стали геологом?
- У меня, наверное, нетипичная история. Я был программистом, работал по специальности долгое время. Потом понял, что не хочу сидеть в офисе с 8 до 6. Я все равно программирую. В профессии геолога без этого тоже никак.
- А сегодня молодежь идет в эту профессию?
- К сожалению, нет. И в этом проблема не молодежи, а нас самих. Одной ночи науки недостаточно, чтобы заинтересовать человека. Сегодня, к сожалению, к нам поступают в основном те, кто не смог поступить на другие направления.
- А идти к вам имеет смысл? Какие у них перспективы в будущем, когда получат профессию?
- Геологи требуются. В основном, конечно, это инженерная геология, где геологоразведка необходима для строительства. Но есть и мониторинг среды, и в науке нам тоже очень не хватает людей.
- А заработать этим можно?
- Ну... Все зависит от потребностей человека. Конечно, с зарплатой программиста это не сравнить. Но со временем я уверен, что смогу выйти на такой же уровень зарплаты.
- Тут, в Латвии?
- Да. Именно тут.
Здесь и сейчас
Вера в будущее науки объединяет все семь этажей "Дома природы". Не обязательно в светлое, но в определенное. Когда задаешь вопрос о финансовой составляющей профессии, большинство на какое-то время впадают в ступор: деньги здесь для большинства даже не на втором месте — на пятом. Геологи, химики, биологи, медики — все, в первую очередь говорят о развитии науки, об энтузиазме, о светлом будущем и научных работах. Деньги — второстепенны. Как получится.
На втором этаже нам рассказывают о вреде курения и показывают, как выглядят легкие курильщика.
Основной контингент посетителей — подростки и дети с родителями. Пустующих экспозиций нет. У каждой толпятся люди. В здании два лифта, но покорять этажи приходится по лестнице: лифта дождаться невозможно, интенсивность движения зашкаливает. На очередном этаже попадаем к офтальмологам. Уже собираемся пройти мимо, как вдруг замечаем на столе легендарный интернет-мем: два платья. Одно белое с золотым, второе — синее с черным. Посередине — то самое фото.
- Какое видите?
- Синее с черным.
- А я — белое с золотым.
- Так в чем же секрет фотографии? Весь интернет с ума сходил
- Дело в том, что мозг разных людей по-разному воспринимает цвета. Все зависит от того, на какой цвет мозг реагирует быстрее. Это совершенно индивидуально.
- А можно сказать, что тот, кто видит белое - умнее, чем тот, кто синее?
- Нет.
- Ну, хоть как-то их можно классифицировать?
- Вообще никак.
Увы, загадка платья разгадана, но никаких выводов не принесла.
Этажом выше — химия. Бурлящие колбы, светящиеся жидкости. Показательные выступления химиков-передовиков — каждые 15 минут. И каждые 15 минут у дверей выстраивается очередь. Проникаем в кабинет с третьей попытки. В соседней аудитории биологи знакомят всех желающих с насекомыми. Насекомые легко идут на контакт и радостно переползают на руки посетителей.
Наконец, уже спускаясь к выходу, нам удается попасть к стенду с дроном, который управляется силой мысли. Испробовать на себе не удалось: с момента открытия и до последней минуты очередь из желающих не редела. Увы — волшебство не латвийского происхождения. Дрон-телепат вместе с создательницей — Натальей Косминой, прилетел из Франции. Для управления на голову надевается специальный шлем, считывающий импульсы мозга. Дрон реагирует на два: "Облака" означают подъем наверх, "Лужайка" - спуск вниз. По словам создателей, возможности программирования не ограничены. Учитывая, что испытать лично не удалось, полностью ручаться за честность утверждения не хочется. Однако те счастливчики, которые успели мысленно полетать утверждают, что все по-честному.
В Латвии Европейская ночь науки прошла в 18 городах, на более чем сорока объектах. Сколько человек в общей сложности посвятило ночь науке пока подсчитывается. Сколько из них решится посвятить науке жизнь — мы узнаем в ближайшее десятилетие.