РИГА, 21 сен — Sputnik. После заявлений Минска о намерениях перенаправить свои грузы из литовской Клайпеды в латвийскую Ригу литовский бизнес пока не заметил конкретных шагов соседей в этом направлении, пишет литовская деловая газета Verslo žinios.
"Мы пока не видим реальных шагов по перенаправлению грузов из Клайпеды", — сказал в интервью изданию директор контейнерного терминала Klaipedos konteineriu terminalas (KKT) Вайдотас Шилейка, прогнозируя, что подобные изменения могут больше затронуть государственные белорусские предприятия, экспортирующие товары через Клайпедский порт, а на субъектов частного бизнеса, которые стремятся к максимальной экономической выгоде, это может повлиять в меньшей степени.
Глава Клайпедского государственного морского порта по вопросам маркетинга и общих дел Артурас Друнгилас заявил, что компании порта успешно развивают сотрудничество с белорусскими партнерами, а активность Латвии в конкурентной борьбе за белорусские грузы его не удивляет, поскольку такая тенденция отмечается уже давно.
По его словам, в Клайпедском порту белорусские грузы составляют около трети оборота транзитных грузов, а, по данным Департамента статистики Литвы, во втором квартале 2018 года целых 62,8% грузов, следовавших в Литве по железной дороге, составили ввезенные и вывезенные белорусские грузы.
Во вторник президент Беларуси Александр Лукашенко, назначая нового посла в Латвии, заявил, что если Вильнюс не очень хочет сотрудничать с Минском, то нужно сделать упор на Ригу.
"Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный — и немалый — эффект", — заявил Лукашенко.
"И самое главное для нас — через Латвию мы можем обеспечить беспрепятственный нормальный выход к морю с выгодой для себя. И в этом направлении мы должны работать", — подчеркнул белорусский лидер.
В настоящее время Беларусь использует латвийские порты в первую очередь для перевалки нефтепродуктов — там переваливается 64% темных нефтепродуктов и более 80% светлых нефтепродуктов. Литовский же порт Клайпеда Беларусь выбирает для перевалки по большей части удобрений — из-за более выгодных тарифов.
Сегодня Латвия имеет все шансы договориться с белорусскими властями о стратегическом торгово-экономическом партнерстве, основой которого должен стать энергетический диалог. Поставки в Латвию электроэнергии со строящейся БелАЭС (против которой активно выступает Литва) могут вернуть и калийный транзит через латвийские порты.