Литовцы возмущены меркантильностью латвийцев в то время, когда весь мир должен сплотиться перед лицом "российской угрозы" и бросить все силы и средства на укрепление обороны, пишет Владимир Матвеев на сайте Sputnik Литва.
Такого предательства от ближайших партнеров по ЕС и НАТО в Вильнюсе не ожидали. Какие еще 57 миллионов евро, когда Литва уже заплатила 27 миллионов по распоряжению из Брюсселя? Министр транспорта Литвы Рокас Масюлис обвинил Ригу в коварном предательстве.
"Это демонстрация очень агрессивного стиля. Я бы даже сказал, что это можно назвать ударом ножом в спину. Зачастую до оглашения сумм ведутся переговоры, дискуссии, представляются позиции, выслушивается другая сторона. Здесь же ситуация, непохожая на последовательную работу, для меня это большое политическое отчаяние", — цитирует Масюлиса издание "Обзор".
Правительство уже заявило, что готово взять кредит, чтобы сохранить лицо государства перед всем Североатлантическим альянсом. Ведь пообещала же президент Литвы Даля Грибаускайте лично Дональду Трампу, что Вильнюс выполнит и перевыполнит взятые на себя капиталистические обязательства. Вот отчитаемся за 2018 год перед НАТО о выполнении главного финансового критерия, а там хоть трава не расти. А кредиты пусть погашают будущие поколения тех литовцев-патриотов, которые к тому времени не сбегут из республики в сытые страны Запада.
И тут такая подножка от самых близких. Ну, разобрали мы рельсы, чтобы вы, латвийцы, не получали дешевое топливо с нашего мажейкяйского НПЗ Orlen Lietuva. Ну, обманули со строительством терминала сжиженного природного газа Independence. Так это же мелочи.
"Это непонятная, совершенно необоснованная претензия, не имеющая под собой совершенно никаких правовых оснований", — строго заявил премьер Литвы Саулюс Сквернялис в ответ на требования Риги.
А с виновными за разобранные рельсы мы разберемся и накажем их. Вот уже в канцелярии Сейма лежит проект закона о начале парламентского расследования деятельности Сейма и двух правительств в период с 2008 по 2016 год. Вот члены КНБО и спецкомиссии как раз и разберутся — кто, когда, зачем дал распоряжение разобрать железнодорожную ветку из Литвы в латвийский Реньге. И главное — кому это было выгодно, чьи бизнес-интересы отстаивали чиновники, давая распоряжение вставлять палки в колеса телеги, везущей по рельсам топливо из Литвы в Латвию?
Тогда литовский бюджет недосчитался одного миллиарда литов, а это более 300 миллионов евро в сегодняшних ценах. А ведь курс евро в те годы был даже ниже доллара. Так что какие-то жалкие 84 миллиона евро, которых, скорее всего, лишится Литва по искам Еврокомиссии и Латвии, сущая мелочь в сравнении с потерями от той знаменитой сделки.
Правда, к этим 84 миллионам еще нужно приплюсовать средства на восстановление разобранной ветки. Их тоже придется взять из госбюджета. А, как известно, капремонт зачастую дороже нового строительства. Так что дело с рельсами и шпалами может претендовать на второе место в списке бизнес-афер в новейшей истории Литвы.
Правда, за первенство или место на пьедестале борется еще один гениальный проект — терминал СПГ Independence. Но убытки от него пока не подсчитаны. Государственная тайна!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.