РИГА, 5 сен — Sputnik. По словам правозащитника, профессора Александра Гапоненко, прокуратура Латвии предъявила ему "крайне абстрактные обвинения". Об этом он рассказал в интервью ИноСМИ.
Гапоненко заявил, что его обвиняют в том, что он публиковал в социальных сетях статьи, в которых создавался негативный облик Латвии и разжигалась национальная рознь. Но мало того, что активисту не показали примеры крамолы, которую он якобы писал, ему даже не показали конкретные статьи, которые не отвечают декларируемой конституцией Латвии свободе мнения и свободе слова.
В стиле Франца Кафки
Гапоненко считает, что его обвиняют в том, что он вынес на публичное обсуждение саму негативную оценку процесса ликвидации образования на русском языке в Латвии.
"То есть, закрывать школы было можно, но говорить об этом нельзя. Что-то такое в стиле Франца Кафки", — пояснил правозащитник.
Кроме того, активист рассказал, что ему инкриминируется нахождение в переписке с органами власти РФ. Он признал, что действительно отсылал письмо от имени 12 профессоров, которые являются представителями национальных меньшинств, всем главам парламентов стран, входящих в Совет Европы. По словам Гапоненко, в письме содержалась просьба дать оценку реформе русских школ в Латвии и принять к ней меры воздействия в соответствии с договором об участии в этой организации.
Ранее журналист и политолог Армен Гаспарян в интервью с политиком и правозащитником, бывшим депутатом Рижской думы Русланом Панкратовым, который сетовал на недостаточную поддержку РФ, объяснял, почему Россия не может открыто вступиться за своих соплеменников.
Гаспарян заявлял, что от любых ответных мер со стороны России может прежде всего пострадать русскоязычное население Латвии. Кроме того, политолог напоминал о том, что всякий раз, когда Россия на государственном уровне начинает обращать внимание на проблемы постсоветского пространства, тут же следует реакция коллективного Запада, где все замечания России называют "грубым вмешательством в дела независимых государств, членов Европейского союза".
Гапоненко также рассказал, что за время нахождения в тюрьме написал около двух десятков обращений в мировые и европейские инстанции: ООН, СЕ, ЕС, ЕК, ОБСЕ, МУС и другие. Он призывал руководство организаций обратить внимание на то, что в Латвии посадили в тюрьму без предъявления обвинений правозащитника, приглашал приехать разобраться с проблемой на месте. Но ответов на свои письмо Гапоненко так и не дождался.
Чего хотел майор Янис
Правозащитник прояснил ситуацию с условиями в тюрьме. Ранее Руслан Панкратов в своей статье о встрече с профессором намекал на то, что содержание в латвийской тюрьме оставляет желать лучшего. Теперь же Гапоненко лично подтвердил, что режим латвийских тюрем достаточно жесток и европейским стандартам комфорта они не соответствуют.
"Я страдал, например, от недостатка возможностей для движения — часовой прогулки в тюремном дворике размером четыре на четыре метра для нормальной жизнедеятельности любого человека явно недостаточно", — указал профессор.
После этого Гапоненко стали приходить провокационные письма, в которых его подталкивали к совершению самоубийства. Он сообщил об этом администрации и его перевели в одиночную камеру. Гапоненко отмечает, что благодарен за это администрации тюрьмы.
Неслучайная жертва
Правозащитник также заявил, что арестовали его по указу, пришедшему из некого центра принятия решений, который находится за пределами Латвии. Он считает, что изначально был избран на роль жертвы в геополитической игре, но эта игра не заладилась.
"Репрессии предполагалось вначале развернуть нешуточные: аресты Владимира Линдермана, Ильи Козырева, возбуждение уголовных дел против двух десятков русских активистов. Накачка в средствах массовой информации, публичные призывы президента, премьера, руководителя МВД расправиться с "радикалами". Потом все враз прекратилось. Могу строить только догадки почему, но предвыборную кампанию решили провести по-тихому", — сказал профессор.
В свете этого он заявил, что, по его мнению, в Латвии больше нет партий, проводящих либеральную политику, нет партий, которые декларируют либеральные ценности. Нет партий, которые проводят социал-демократическую политику, а о правовом государстве больше никто не говорит.
В августе, после многочисленных акций протеста, проведенных активистами борьбы за русские школы, суд освободил Гапоненко из-под стражи.