РИГА, 4 сен — Sputnik, Андрей Солопенко. Административный окружной суд рассмотрел апелляцию Татьяны Жданок, которую Центральная избирательная комиссия (ЦИК) вычеркнула из списка кандидатов в депутаты за действия, якобы угрожающие независимости Латвии, и оставил в силе решение ЦИК.
Конституционный суд (КС) Латвии оставил в силе запрет Татьяне Жданок баллотироваться на муниципальных и парламентских выборах, так как она состояла в Компартии Латвии после 13 января 1991 года. В то же время КС отметил, что данный запрет допустим, если лицо всё еще представляет угрозу для основных ценностей демократического, правового государства, и оставил окончательное решение за ЦИК.
Для этого ЦИК запросил дополнительную информацию у Полиции безопасности (ПБ) и Бюро по защите Сатверсме (БЗС) и, ознакомившись с ней, решил исключить Жданок из кандидатских списков. Однако по закону решение ЦИК можно обжаловать в Административном окружном суде, чем Татьяна Аркадьевна не преминула воспользоваться.
Оценка политической деятельности
В своем выступлении перед судом Жданок отметила, что ЦИК не принял во внимание вердикт Большой палаты Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по ее делу, где было прямо указано, что "ее нынешние действия не являются существенным условием, принимая во внимание то, что оспариваемая мера относится только к ее политическим установкам во время борьбы Латвии за демократию через независимость в 1991 году".
Спецслужбам не понравилось, что Жданок говорит о нарушениях прав, а также этнической и языковой дискриминации латвийских нацменьшинств. Но, как указала Татьяна Аркадьевна: "Это не только мое мнение. Так считают и многие авторитетные эксперты международных организаций, как, например, докладчик по делам меньшинств Совета по правам человека ООН Фернан де Варенн, а также эксперты ОБСЕ и Совета Европы".
Нарушение свободы слова?
Еще один упрек со стороны спецслужб — она поддерживает пророссийскую политику соотечественников.
"37% жителей Латвии говорят в семье преимущественно на русском языке и по определению являются российскими соотечественниками. И если мнение кого-то из них, в том числе и мое, совпадает с российскими взглядами, то это совсем не значит, что я реализую российскую политику", — подчеркнула Жданок.
"В рамках свободы слова я имею право критиковать законы и мирным путем добиваться их отмены. За 27 лет моей политической деятельности у меня не было ни одного обвинения в каких-либо конкретных действиях, которые нарушают тот или иной закон. Вызывает недоумение, что заключения БЗС или ПБ не содержат никаких конкретных примеров моих слов или действий, которые нарушают законы Латвии", — резюмировала Татьяна Аркадьевна.
Интенсивность акций
Представляющая ЦИК адвокат Гундега Карклиня рассказала следующее. ЦИК установил, что к Татьяне Жданок применимы ограничения, указанные в пятом параграфе, пункте шесть закона о выборах Сейма, так как было констатировано, что она состояла в компартии после 13 января 1991 года. В связи с этим ЦИК, основываясь на недавнем решении КС, должен был удостовериться, представляет ли Жданок всё еще угрозу демократическому устройству Латвии или нет.
В то же время у ЦИК нет ни опыта, ни средств, чтобы оценить угрожает ли конкретное лицо Латвии, для чего и были запрошены мнения компетентных органов. И, как заявила Карклиня: "У ЦИК не было оснований сомневаться в правильности или обоснованности заключений этих инстанций".
Кроме этого, по словам Карклини, угрозу безопасности Латвии со стороны Жданок нужно оценивать в более широком контексте.
"Да, само по себе каждое действие истца может не угрожать Латвии, но, принимая во внимание форму участия, а также интенсивность акций, ЦИК пришел к выводу, что истец всё еще угрожает безопасности страны и ее демократическому устройству", – указала адвокат.
На такой оригинальный вывод Татьяна Аркадьевна заявила, что тогда получается, что ей запрещают баллотироваться в Сейм из-за того, что она слишком активно защищает интересы и права своих избирателей.
"За это я всегда боролась и буду бороться, а упреки, что я это делаю слишком активно, могу воспринять только как комплимент. Я очень огорчена, что кто-то нашел в этом угрозу безопасности", – отметила Жданок.
Секретные угрозы
Также на заседании суда присутствовал и представитель ПБ Карлис Грантс, который доказывал обоснованность выводов о том, что Жданок угрожает безопасности страны. Он предоставил соответствующие документы, однако ознакомиться с ними ни Татьяне Аркадьевне, ни ее представителю не позволил, сославшись на их конфиденциальность, так как они были получены в результате оперативной работы.
Интересно, что именно на этом и основывался суд, принимая решение не в пользу Жданок.
Комментируя такое решение, представитель Жданок юрист Александр Кузьмин указал:
"Мы фактически не имели возможности оспорить эти аргументы, так как они были засекречены, и с точки зрения прав человека это дополнительный аргумент для жалобы в ЕСПЧ, где мы будем ставить вопрос не только по сути дела, указывая, что Жданок не несет никакой угрозы Латвии, но и по процессуальным нарушениям. Ведь право на справедливое судебное разбирательство в нашем случае не сработало".