РИГА, 25 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Производство Mottra, работающее на самой окраине Риги, уникальное не только по латвийским меркам, но и по мировым. Здесь разводят в огромных бассейнах при закрытом цикле стерлядь, сибирского и российского осетра и другие самые ценные породы рыб.
Несколько лет назад в его обновление и открытие новых цехов вложили миллионы евро, рассчитывая продолжать идти со своей весьма дорогой продукцией на российский рынок, однако попали под ответные санкции — и теперь не могут поставлять восточному соседу ни рыбу, ни икру. Сейчас предприятие ждет, пока ЕС и Россия отменят санкции друг к другу, и постепенно осваивает рынки других регионов.
Хотя компания Mottra не сильно бедствует, поставляя 90% своей продукции (в основном черную икру) фактически во все страны Европы, в США, Китай, Японию, Сингапур, Австралию и еще много куда, но, тем не менее, признает: российский рынок один легко заменит все перечисленные государства, вместе взятые. Да и вообще, Россия ближе всего к сердцу одного из основателей компании, ее совладельца Сергею Трачуку.
Астраханский осетр – друг и брат латвийского
В советские годы Сергей был профессиональным аквариумистом, а со временем занялся развитием аквакультуры. Он стал одним из первых в мире, кто начал выращивать в закрытых бассейнах осетров.
В Латвии до сих пор многие вспоминают совхоз Banga — один из крупнейших в республике, директор которого Микелис Лисмент был большим новатором: внедрял передовые технологии по одомашниванию диких рыб. Лисмент пытался разводить в закрытом цикле дикую форель, балтийского лосося и другие ценные виды рыб. В свою очередь, Сергей Трачук тогда помогал внедрять тоже самые передовые технологии, только в Астрахани и по выращиванию в закрытом цикле еще более ценных — осетровых рыб.
После этого он вернулся в Ригу, где решил объединить силы с Микелисом. И на сломе эпох, в 1992-м, одновременно было создано два совершенно новых предприятия по выращиванию осетра — в Астрахани и в Латвии.
К слову, вслед за Россией, точнее, за Астраханью, уникальные технологии по выращиванию осетра начали внедрять по всему миру, даже в Иране. Последнее важно отметить, поскольку есть мнение, будто иранская икра и вообще осетровые рыбы — особенно ценные. Но нет. Рыба такая же, как и в Астрахани, качество икры — аналогичное, а технологии на заводах-фермах вообще переняты в России.
Смелые эксперименты бывшего совхоза
"Когда Союз развалили, совхоз Banga тоже пропал, и мы вместе с Микелисом открыли первое предприятие в местечке Валдемарпилс. Только потом пришли на территорию бывшего совхоза, где все к тому времени уже было разрушено. Мы занялись восстановлением всей системы, внедрили новые технологии (к примеру, очень близкую к естественной природной систему фильтрации — с группой бактерий, очищающих воду от токсинов, перерабатывая их), вложив в это миллионы", — вспоминает Сергей Трачук.
Сложно поверить, но на предприятии по разведению осетровых задействованы даже специалисты бывшего легендарного авиационного вуза РКИИГА. Они помогали внедрять технологии, схожие с теми, что используются в авиационной промышленности. В большой команде работают и специалисты из Москвы.
"В 2014 году мы рядом построили новое здание, соединенное собственно с осетровой фермой, где доят рыбу, разделывают, икру сортируют и делают консервы, а также занимаются холодным и горячим копчением. Теперь мы входим в мировой топ-10 закрытых производств осетровых рыб. Существует много видов осетровых, но на фермах выращивают лишь некоторые, например русского осетра, белугу и, конечно, ее младшую сестру — стерлядь", — говорит совладелец Mottra.
Королева Англии ест продукт из Риги
Большинство конкурентов в мире, по словам Сергея Трачука, осетров, как на Mottra, не выращивают, но делают около рек большие пруды, через которые по специальной системе идет проточная вода. Минус такого способа выращивания: рыба живет и питается всем, что в реке, значит, ее мясо, а особенно икра не настолько чистые. Животные в эти пруды заносят разные бактерии, рыба может съесть какое-то растение, пораженное паразитом, — и заразится, а потом все это в концентрированном виде будет в икре.
"А у нас вода поступает из скважины с глубины 180 метров. Рыба живет в идеальных условиях — и чистая. Достаточно сказать, что икра из Латвии поступает на стол королевы Великобритании. И она у нас, конечно, недешевая. Китайскую можно купить сейчас примерно по 300 евро за кило, а у нас оптовые цены — 800 — 1200. Разумеется, у нас совсем другой продукт по сравнению с китайским. Замечу, даже сами китайцы у нас покупают икру, но только те, кто действительно в качестве разбирается", — рассказывает Сергей Трачук.
Да, удивительно, но икорные традиции в Прибалтике давние. Это теперь тут суперсовременные фермы, а когда-то осетр водился в Балтийском море в превеликом множестве. Только его здесь за века выловили и съели. Коллеги Сергея Трачука на аукционе в Лондоне купили керамическую баночку черной икры. Возраст этой баночки 150 лет, и произведена она была в Риге. Сейчас, конечно, легальная черная икра во всем мире может быть только от рыбы, выращенной на фермах.
Еще интересный факт: оказывается, на латвийском производстве стали первыми — еще в 2006 году — получать икру доением рыбы, а не убивая ее. Так же теперь делают и на некоторых предприятиях в России.
То, что дороже черной икры
О вкусах дорогого продукта рассказал Sputnik сын Сергея Трачука Дмитрий — чуть ли не единственный в здешних краях икорный сомелье.
На рынке черной икры подделок чуть ли не в тысячу раз больше, чем настоящего продукты "от осетра". Икру красят, "надувают" при помощи разных химических веществ, смешивают дорогую и дешевую, да и чего только еще не вытворяют. Значит, без дела икорному сомелье сидеть не приходится: важно оценивать качество продукта.
Профессиональным сомелье Дмитрий работает более десяти лет, и, наверное, излишне спрашивать, сколько он за эти годы съел черной игры. Дмитрий дипломатично отвечает, что икру ест не "просто так", но осмысленно, пытаясь разобраться во многих нюансах.
"Существует около тридцати видов осетровых, которых выращивают на фермах, и не вся их икра черная. Первое, на что всегда обращают внимание, — цвет, потом — размер, третье — вкус. Соотношение их и определяет цену продукта. Самая дорогая икра альбиноса белуги — золотистая. А когда такая икра еще и самая-самая в упомянутых трех категориях, она будет стоить сотни тысяч евро за килограмм. Золотая икра бывает и у стерляди, только она мелкая и, разумеется, не столь дорогая. В свою очередь, классическая черная икра — самая дорогая у русского осетра и персидского", — говорит Дмитрий Трачук.
Однако Mottra не ограничивается только разведением осетровых рыб. Некоторое время назад компания построила завод в Латгалии, где будут разводить самые экзотичные виды рыбы. Какие? Ну, например, ореховую пиранью и гигантского гурами. Об этом читайте в ближайшие дни.