РИГА, 24 авг — Sputnik. Совет по портам, транзиту и логистике, возглавляемый премьер-министром Марисом Кучинским, в четверг, 23 августа, обсудил ход реализации проекта электрификации железной дороги. К единому мнению участники дискуссии не пришли, кроме того, пока нет заключения Еврокомиссии по проекту, хотя тендер уже объявлен, сообщает Baltic Course.
Электрифицировать железную дорогу в Латвии в направлении Восток — Запад планируется к 2030 году. В рамках первого этапа к 2023 году планируется электрифицировать железнодорожные линии Даугавпилс — Крустпилс, Резекне — Крустпилс и Крустпилс — Рига. Общие расходы первого этапа электрификации железной дороги запланированы в размере 441 миллиона евро. Большую часть средств выделяет ЕС, однако самому предприятию Latvijas dzelzceļš требуется найти 94 миллиона евро. Средства компания намерена занять в Европейском инвестиционном банке.
У проекта есть как сторонники, так и противники.
Глава LDz Эдвинс Берзиньш утверждает, что, согласно расчетам, при переходе с дизельной тяги на электрическую, экономия составит примерно один евро на каждую тонну груза. Он добавил, что Латвия в вопросе электрификации железной дороги уже отстает от своего конкурента — Литвы, и увеличивать разрыв нельзя.
Не согласны с ним в "Балтийской ассоциации — транзит и логистика". На заседании комиссии представители ассоциации призвали прекратить реализацию проекта и направить деньги на другие нужды. Ассоциация считает проект экономически необоснованным с учетом того, что в будущем оборот грузов на железной дороге упадет, поскольку Россия будет направлять свои грузы в свои порты. По мнению ассоциации, из государственного бюджета потребуется дополнительно примерно 300 миллионов евро, потому что в проект не заложены расходы на покупку электролокомотивов и продление рельсового пути.
На это президент Latvijas dzelzceļš Эдвинс Берзиньш возразил, что в последнее время растет грузопоток из Беларуси, а предусмотренное на проект электрификации финансирование ЕС не может быть направлено на другие проекты.
Минсообщения от проекта также отказываться не хочет.
"Экологичность, лучшее предложение по ценам и будущая конкурентоспособность однозначно связаны с теми перевозками, которые не осуществляются с помощью ископаемого топлива, в данном случае — дизеля", — заявил парламентский секретарь Минсообщения Эдгарс Таварс накануне совещания.
Премьер-министр Марис Кучинскис по итогам заседания комиссии заявил, что LDz нужно активнее разъяснять проект, чтобы не возникало спекуляций. Но окончательную ясность внесет решение Еврокомиссии по проекту, которое ожидается в конце октября – начале ноября.