Латвийский дрон помог найти вмерзший в Гренландии самолет Второй мировой войны

Американский истребитель извлекли из-подо льда толщиной около ста метров
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 21 авг — Sputnik. Беспилотный летательный аппарат, разработанный латвийской компанией SPH Engineering, помог найти брошенный после экстренной посадки и вмерзший в гренландский лед американский истребитель P-38 времен Второй мировой войны, сообщает сама компания.

Экспедицией, которая завершилась в июле, руководили Джим Салазар и Кен Макбрайд из американской некоммерческой организации Arctic Hot Point Solutions и Фонда репатриации павших американских солдат, участвовали Марио Карневале и Майлз Денфорт из американской компании Hager GeoScience и Янис Кюзе и Алексей Добровольский из SPH Engineering.

Члены экспедиции

При поисках самолета, вмерзшего в лед на глубине около 100 метров, использовались интегрированные в единую систему радар зондирования земли, или GPR (ground penetrating radar) и беспилотный летательный аппарат — дрон. Еще до экспедиции в Гренландию разработанная SPH Engineering технология неоднократно тестировалась, но поиски вмерзшего в лед самолета позволили испытать ее в реальных условиях. Участники экспедиции разделились на две группы, одна из которых начала поиски самолета при помощи интегрированной системы GPR и дрона, а другая перемещала антенну GPR на санях по поверхности ледника.

Исследователи перемещают дрон на санях

Замеры обеих групп отличались всего на три метра. На основе этих данных были рассчитаны места бурения для зонда. Успех к экспедиции пришел в тот момент, когда со 104 метров удалось извлечь зонд с красной маслянистой жидкостью, в которой удалось распознать используемое в американской авиации гидравлическое масло 5606.

Гидравлическое масло, обнаруженное в самолете

Пятнадцатого июля 1942 года с военной базы США в Гренландии вылетели восемь военных самолетов — шесть истребителей P-38 и два бомбардировщика B-17, но из-за плохой погоды они были вынуждены совершить экстренную посадку на леднике вдали от населенных пунктов. Через девять дней всех членов экипажей спасли, но самолеты пришлось оставить. В 1990-е годы удалось обнаружить первый самолет авиаотряда — P-38, его подняли и транспортировали в США, где отреставрировали. 

Руководитель экспедиции Джим Салазар уверен, что примененные технологии они будут использовать и в следующей экспедиции в 2019 году.