РИГА, 18 авг — Sputnik, Андрей Солопенко. Парламентская предвыборная кампания набирает обороты, однако для латвийской политики немаловажен и контроль над муниципалитетами. Ведь председатель думы – это пост, который стремятся получить все партии, для приумножения известности и доступа ко многим административным рычагам.
В латвийских политических реалиях работа в правящей коалиции не всегда гарантирует попадание к важным ресурсам. Занимая красивые должности вице-мэра или председателя комитета по культуре, партия может быть полностью отрезана от финансовых потоков доступ к которым необходим для финансирования последующих предвыборных кампаний.
Интересно, как много самоуправлений держат под контролем крупные латвийские политические силы, поставив в них своих партайгеноссе в преддверии грядущих выборов.
Доминирующий в муниципалитетах
На предвыборном съезде Латвийского крестьянского союза в 2017 году председатель партии, а также лидер фракции Союз зеленых и крестьян (СЗК) в парламенте Агустс Бригманис произносил речь в которой обозначал цели на муниципальные выборы. По его прогнозам СЗК должно было достаться минимум 400 депутатских мандатов и должности председателей в 45 латвийских самоуправлениях.
Итоги выборов показали, что в целом прогнозы Бригманиса практически оправдались. Союз зеленых и крестьян и входящие в него политические силы — Латвийский крестьянский союз (ЛКС) и Латвийская зеленая партия (ЛЗП) совместно с некоторыми региональными партиями существенно укрепили свои позиции в масштабах страны.
В данный момент представителям каких-либо из этих партий принадлежат посты мэров в 39 муниципалитетах из 118. Многие из них находятся в западных регионах – вотчине СЗК, но контролируемые "зелеными и крестьянами" самоуправления имеются и в других частях страны. Это говорит об усилении влияния СЗК по всей Латвии.
Например, член "зеленой" партии Райвис Рагайнис, заручившись поддержкой большинства депутатов, стал мэром Екабпилса, сместив Леонида Салцевича, управлявшего этим городом 20 лет. В свою очередь Латвийский крестьянский союз взял под свой контроль Лиелвардский край, хотя еще четыре года назад вообще не выставлял в нем партийный список.
Внутренняя борьба
В то же время на фоне успехов СЗК нельзя не отметить и противоречия между входящими в него партиями. В некоторых самоуправлениях они шли на выборы отдельными списками и конкурировали друг с другом, что в конечном счете привело к предсказуемому результату – разделению на коалицию и оппозицию после прохождения в думу.
Кроме этого если "зеленые" и "крестьяне" сработались бы в Озолниекском и Екабпилском крае, то власти на местах у СЗК было больше. В этих муниципалитетах при поддержке ЛЗП пост мэра получил представитель третьей политической силы, отобрав его у членов Крестьянского союза, что естественно привело к уходу его депутатов в оппозицию.
По словам Бригманиса, депутаты, которые не смогли сработаться, не получат места в списке на выборах в Сейм, так как для работы в парламенте им необходимо быть членами одной команды. Выходит, что ведя междоусобную войну, народные избранники ослабляют позиции СЗК на парламентских выборах.
Конкуренты в регионах
Успехи других партий на фоне СЗК весьма скромны. Второе место по числу мэров занимает Латвийское объединение регионов (ЛОР), контролирующее 13 самоуправлений.
В свой актив они могут записать Дагдский и Озолнекский края, отобранные у СЗК, а также муниципалитеты, где ЛОР и входящие в него Альянс регионов и Видземская партия сумели сохранить власть. Кроме того, в начале лета они укрепились и в Кегумском крае, когда сумели договориться с частью коалиционных депутатов и сместили с поста мэра представителя СЗК.
Третье место досталось Национальному объединению, у которого 8 мэров. Помимо ранее имеющихся под его контролем семи муниципалитетов, по итогам выборов к ним добавились крупный Огрский и небольшой Аузпутский край, где Нацблок привлек в свои ряды многих депутатов, избранных в думу четыре года назад от Крестьянского союза.
Четвертое место досталось "Единству", у которого тоже есть 8 руководителей, однако в основном в небольших самоуправлениях. Но ранее подконтрольные ему муниципалитеты перешли к другим партиям.Например, многолетний руководитель Мадонского края Андрей Целяпитерс, лишился своего поста в пользу представителя СЗК Агриса Лунгевича. Правда, в ноябре прошлого года им достался Балдонский край, когда в результате развала коалиции должность председателя думы занял член "Единства" Раймондс Аудзерс.
Все это показывает прямую борьбу за власть в регионах между четырьмя вышеупомянутыми латышскими политическими силами, а также колебания жителей муниципалитетов в вопросе за кого им отдать свой голос на грядущих выборах в Сейм.
Конкуренция за электорат в провинции может быть жесткой, и от того, как именно проголосует сельский избиратель, во многом и будет зависеть величина некоторых парламентских фракций.
Заложник русского вопроса
В свою очередь "Согласие", которое в основном поддерживают русскоязычные граждане Латвии, по сравнению с выборами в 2013 году, несколько ухудшило свои показатели.
Сохранив власть в Риге, Резекне, и Вилянском крае, где мэрами остались те же люди, партия потеряла находящийся в Латгалии, приграничный с Россией Зилупский край, председатель которого бывший член "Согласия" Олег Агафонов перешел в Латгальскую партию.
"Согласие" не удержало и Даугавпилс, в котором оно получило кресло мэра. После двух месяцев работы Андрей Элксниньш, оказался смещен с должности, и вся власть в городе перешла в руки его бывшего заместителя Рихарда Эйгимса.
Однако продолжая контролировать столицу, через которую проходят основные финансовые потоки, "Согласие" вполне может обеспечить финансирование, необходимое для будущей предвыборной кампании и получить крупную фракцию в новом Сейме.
Но из-за того, что в латышских самоуправлениях, партии все же не удалось привлечь достаточное количество избирателей, не исключено, что после выборов она опять не попадет в правительство.
Ни одна из латышских партий не решится на коалицию с "Согласием" в масштабах страны, опасаясь за свое будущее, и помня пример социал-демократов, которые пошли на это в Риге в 2001 году, и вскоре исчезли с политической арены. Так что удел "Согласия" — столица, а для того, чтобы получить власть в Латвии, партии рижского мэра Нила Ушакова сначала необходимо закрепиться в регионах: в Лиепае, Елгаве и Даугавпилсе, где, несмотря на все усилия, "Согласие" находится в оппозиции.