РИГА, 16 авг — Sputnik. Генеральный директор литовской государственной железнодорожной компании Lietuvos geležinkeliai Мантас Бартушка и руководитель польского нефтяного концерна Orlen Даниэль Обайтек положили символический рельс в восстанавливаемый участок железной дороги между принадлежащим Orlen Lietuva Мажейкяйским НПЗ в Литве и Реньге в Латвии, а также подписали соглашение о сотрудничестве обеих компаний, сообщает BNN.
Соглашением предусмотрено, что Lietuvos geležinkeliai в дальнейшем будет возить грузы Orlen Lietuva в Польшу. Раньше Lietuvos geležinkeliai перевозило продукцию Мажейкяйского НПЗ только по территории Литвы, что вызывало недовольство латвийских перевозчиков.
Как подчеркнул на пресс-конференции в Мажейкяе министр транспорта Литвы Рокас Масюлис, прокладка рельса на участке Мажейкяй — Реньге имеет символическое значение, так как подтверждает, что преодолено недопонимание между Lietuvos geležinkeliai и Orlen.
"Это недопонимание и разбор рельсовых путей много лет назад не только привели к конфликту Orlen Lietuva и Lietuvos geležinkeliai, но и омрачили отношения между нашими странами", — добавил он.
Бартушка назвал этот день историческим. "Сегодня мы начинаем восстановление (рельсовых путей — ред.) и переворачиваем новую страницу. Это день партнерства, когда мы вместе закладываем основы будущего", — сказал руководитель литовского железнодорожного предприятия.
А Обайтек заявил, что подписанное соглашение позволит перевозить больше грузов и будет выгодным как Литве, так и Польше.
Участок железной дороги между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был демонтирован литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, который не завершился и десять лет спустя. Это ударило по транзитной мощи Латвии и помогло Клайпедскому порту увеличить грузооборот, поскольку здесь проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты Латвии и Эстонии.
В 2011 году компания Orlen, которая контролирует грузопотоки Мажейкяйского завода и поставляет топливо в Латвию, пожаловалась в Еврокомиссию, обвинив Lietuvos gelezinkeliai в нечестной конкуренции. В марте 2013 года ЕК начала официальное расследование, по итогам которого на литовскую компанию был наложен штраф в размере 27,87 миллиона евро, также ее обязали восстановить пути.